Возмущение в автомобильном сообществе вызвало апрельское повышение базовых тарифов на ОСАГО. Общероссийское подорожание составило до 60%, местами возросли и региональные «надбавки»
В то время как страховщики доказывают, что без повышения тарифов система «автогражданки» придет в упадок, их оппоненты приводят контраргументы и собирают подписи недовольных автовладельцев. Как бы то ни было, подорожание произошло. Во-первых, с 12 апреля средний базовый тариф ОСАГО увеличился на 40%. Во-вторых, страховые компании обзавелись правом существенно варьировать размер собственной премии. Если раньше страховщики имели право «плясать» в рамках тарифного коридора в 5%, то теперь — в 20%.
Таким образом, была заложена возможность увеличения тарифа на 60%.
И страховщики воспользовались щедрым предложением. По данным экспертов, половина компаний из десятки лидеров на рынке ОСАГО подняли тарифы до максимальной разрешенной планки, то есть на 60%. Наиболее часто к этому прибегали в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в Дагестане, Ставропольском крае, Карачаево-Черкесии.
В соответствии с новыми тарифами, базовая ставка для грузовых транспортных средств (категории «С» и «СЕ») — более 16 тонн теперь составляет 5284 руб. Максимально же разрешенный базовый тариф, который имеют право взимать страховые компании с 12 апреля, установлен в размере 6341 руб. Соответствующие цифры для грузовиков менее 16 тонн — 3509 и 4211 руб.
Это еще не все. К новому базовом тарифу в ряде субъектов РФ с апреля разрешили применить повышающие региональные коэффициенты. Максимальное повышение предусмотрено в 11 регионах РФ, где была показана экстремальная убыточность «автогражданки»: Камчатский край, Адыгея, Мордовия, Чувашия, Республика Марий Эл, Амурская, Воронежская, Мурманская, Курганская и Челябинская области. Коэффициенты здесь повышаются, но не более чем на 20–25%. В Москве и Санкт-Петербурге региональный коэффициент не меняется. Справедливости ради, в ряде регионов предусмотрено понижение региональных коэффициентов — это затронуло Ленинградскую область, Якутию, Дагестан, Забайкальский край, Тыву, Ингушетию, Чеченскую республику, Еврейскую автономную область, Магаданскую область, Чукотский автономный округ.
Свершившееся власти и страховщики объясняют несколькими причинами. Первая — увеличение с 1 апреля лимита выплат за вред, причиненный жизни и здоровью, со 160 до 500 тыс. руб. Вторая — рост цен (примерно на 20%) на импортные запчасти и материалы для ремонта автомобиля из-за падения рубля. И третья — убыточность «автогражданки» (она, по данным страховщиков, составляет больше 100%) и несбалансированность коэффициентов по территориям.
«Если бы тарифы не были повышены так, как они были повышены с начала апреля, вся система ОСАГО была бы под большим вопросом», — объяснил на пресс-конференции необходимость такого шага гендиректор ОСАО «Ингосстрах» Михаил Волков.
В «Федерации автовладельцев России» не верят в бедственное положение страховщиков и написали обращение властям, собрав десятки тысяч подписей. По данным главы организации Сергея Канаева, «если Банк России оставит в силе решение поднять тарифы еще на 40%, страховые компании получат дополнительно свыше 76 млрд руб., всего — более 100 млрд руб., назначение которых не определено». «Тем более что «жировые запасы» за годы страхования по ОСАГО страховщики накопили огромные, по нашим подсчетам, больше 225 млрд руб.», — сообщил руководитель ФАР, сославшись при этом на данные Российского союза автостраховщиков (РСА).
В Центробанке же уверены, что новая система возродит конкуренцию на рынке ОСАГО (в регионах будет проще достать полис), и не ожидают социального взрыва из-за повышения тарифов. По оценке «Автостата», с ростом цен автолюбители смирятся, если одновременно вырастет и качество услуг, скорость и «справедливость» выплат и т. п.
Источник: