Жар-птица на стреле:ивановские автокраны украсил необычный рисунок

В Иваново на машиностроительном заводе «Автокран» прошла презентация необычно оформленных грузоподъемных машин — их стрелы украсила палехская роспись. Нестандартное решение совместить два бренда — кран «Ивановец» и Палех — нацелено на продвижение продукции завода и послужит развитию градообразующего предприятия.

В 2019 году один из старейших заводов Ивановской области отмечает юбилей — 65 лет со дня выпуска первого автокрана — это была пятитонная машина К-51. Для того чтобы отметить событие, было принято нетривиальное решение: запустить проект под названием «Ивановец да Палех». Мастера намного более знаменитого ивановского промысла — палехской миниатюры — изобразили на крановых стрелах Жар-птицу, бренд Палеха. Впрочем, автокрановцы ее уже переименовали и называют птицей Феникс, что символизирует возрождение предприятия. К слову, палехские художественные мастерские, с энтузиазмом принявшие идею, тоже носят название «Возрождение». Ивановцы готовы строить кобрендинговые краны малыми тиражами, они будут поставляться на рынок по спецзаказам.

Применение овоидного профиля облегчает массу стрелы, по осевым нагрузкам — норма.

ЗАРЯД ЭНТУЗИАЗМА

Оживление завода началось в мае 2017 года, когда на базе активов существующего предприятия, признанного банкротом, было организовано новое юрлицо — ООО «ИМЗ Автокран» с новым составом акционеров. Первой задачей предприятия стало восстановление полной продуктовой линейки в сегментах 16, 25 и 35–40 тонн по грузоподъемности. В 2017 году завод выпустил 367 кранов, что составило 17,35% рынка. Запуск производства позволил ликвидировать многолетнюю задолженность по зарплате, накопленную предыдущими собственниками, и сохранить персонал, порядка 1000 сотрудников.

Львиная доля продукции (до 75%) строится на шасси КАМАЗ.

С весны 2018 года «ИМЗ Автокран» наращивает производство, активно набирает персонал и строит амбициозные планы. Если в мае было произведено и продано всего 11 единиц техники, то в ноябре из ворот предприятия вышел 61 новый автокран. Всего по итогам минувшего года завод выпустил 375 автокранов. Программа 2019 года предусматривает производство 779 единиц техники, и в случае реализации этого плана «Ивановец» займет 36% рынка. В планах также запуск новых моделей, экспорт и некрановая продукция.

До 90% компонентов надстройки делаются непосредственно на заводе.

Ближайшая премьера — кран на газобаллонном шасси. Машина разработана по спецзаказу энергетиков, ивановцы отмечают, что она будет уникальной по ряду характеристик. Также прорабатывается проект 32‑тонного крана, который заполнит свободную нишу в модельном ряду. Учитывая, что сегмент тяжелого тоннажа показывает существенный рост, завод намерен воплотить в жизнь идею создания 50‑тонного крана на автомобильном шасси. Причем речь идет не о единичной модели, а о целой линейке. Заводское КБ восстановлено, люди полны энтузиазма, так что «Ивановцу» будет чем нас удивить.

Стрелы готовы к монтажу.

Базовым поставщиком шасси для «ИМЗ Автокран» является КАМАЗ, у которого с краностроителями заключено генеральное соглашение. Другим стратегическим партнером предприятия является «Группа ГАЗ», доля автокранов на шасси «Урал» составляет 25%. Кстати, с появлением модели «Урал Next» интерес к автомобилям из Миасса значительно вырос. А вот продукция на шасси МАЗ выпускается штучными экземплярами. Минский автозавод утратил былые позиции из-за проблем со снабжением запчастями и сервисом. Что касается использования импортных шасси, то это дело времени, важно чтобы появился устойчивый спрос. Разрабатывать единичные изделия предприятие не готово.

Автоматизированная линия по производству овоидных стрел одна из лучших в стране.

В 2017 году в России было продано 2170 автокранов, а в 2018‑м рост сбыта составил всего 4%. Локальный рынок сегодня настолько тесный, что производители буквально толкаются плечами. В этих условиях экспорт приобретает жизненно важное значение. Образ Жар-птицы на стреле открывает дорогу в Индию и Таиланд, где такая разрисовка будет восприниматься естественно, пошутил один из акционеров. Впрочем, на заводе рады любым заказчикам.

Гашение долгов по зарплате позволило сохранить на заводе костяк специалистов.

В ДАЛЬНИЕ СТРАНЫ

Предприятие продает в Узбекистан 5–10 автокранов в месяц. Приобретают ивановскую продукцию в Молдавию, Армению и Белоруссию. Дальнейшие планы экспорта продукта автокрановцы связывают со странами Азии и Африки. «Дальнего зарубежья пока не так много, как хотелось бы, — говорит председатель совета директоров ООО «ИМЗ Автокран» Игорь Кульган. — Но имея в составе акционеров Эрика Эберхардсона, человека международного масштаба, и то, что он получил право создавать сеть Volvo Trucks в Африке, мы получаем возможность войти на африканский континент на плечах шведского бренда. Дальнее зарубежье — это вопрос того, чья сервисная сеть и компонентная база по автомобилю-носителю. Производителю надстройки создавать самому сервисную сеть неразумно, дорого и сложно. Поэтому мы внимательно смотрим на страны, где исторически присутствовали «Урал», КАМАЗ, реже МАЗ. К примеру, Вьетнам, Эфиопия, Куба — это низко висящий фрукт для нас. А более сложные, привлекательные рынки — это страны Африки, Филиппины, Индонезия».

Производство запчастей считается самым доходным бизнесом.

Сегодня производственные мощности завода загружены на 10–30%. От предыдущих собственников осталось хорошее наследство. Чего стоит линия по производству овоидных стрел, запущенная в эксплуатацию в начале 2000‑х, она считается одной из лучших в стране на сегодняшний день. Уровень автоматизации на резке, сварке и гибке достигает 80%. Задача оборудования не только выполнить ровный сгиб девятиметровой заготовки, но и обеспечить 100%‑ную повторяемость результата для всей партии. Последнее, впрочем, зависит и от качества металла. Именно поэтому 4‑ и 5‑секционные стрелы изготавливаются из импортных материалов.

Мощность производства овоидных стрел — 500 единиц в год, когда весь рынок составляет 2100 единиц. Неудивительно, что важным пунктом стратегии возрожденного завода становится дозагрузка производственных мощностей заказами, близкими к профилю предприятия.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕЗЕРВ

«Наша компетенция — работа с металлом, мы умеем его резать, варить, гнуть и в итоге изготавливать сложные и ответственные конструкции, — рассуждает Игорь Кульган. — В этом ряду может быть все, что связано со строительством платформ на шасси, телескопическими стрелами». В качестве расширения продуктового портфеля рассматриваются различные варианты, например, телескопический погрузчик и ряд других изделий, которые не производятся в России. «Согласно нашей стратегии, в течение ближайших трех лет планируется получать 50% от некрановой продукции, — говорит эксперт. — Импортозамещение — это хороший, емкий и стратегически важный резерв, хотя и труднореализуемый». Важно заметить, что, имея долгосрочные планы на развитие, предприятие не намерено отказываться от своей основной специализации — выпуска автокранов.

Производственные мощности завода загружены примерно на 30%.

Производство в Иваново характеризуется высоким уровнем передела: до 90% компонентов надстройки, включая опорно-поворотные устройства, делаются непосредственно на заводе. У внешних поставщиков покупаются стекла, тросы, лебедки, гидравлика, автоматика, компоненты электрооборудования. Из импортных позиций, пожалуй, лишь тяжелые гидравлические лебедки, имеющие преимущество перед российскими аналогами по критерию «цена-качество».

Пост сборки поворотных рам.

Перспективное для предприятия направление — производство крановых компонентов для рынка запчастей. Бизнес запчастей всегда более рентабельный, чем производство базового продукта. Это правило действительно для всех машиностроительных отраслей, краностроение здесь не исключение. «Запчасти — это маржинальность, восприятие качества сервиса и восприятие марки в целом. По некоторым позициям мы оставляем в бюджете защищенную статью и никогда не тронем ресурсы, связанные с производством компонентов», — отметил Кульган.

Таким образом, сегодня у «ИМЗ Автокран» есть акционеры, имеющие реальный, взвешенный план развития, есть большой опыт работы в машиностроении, есть энтузиазм, которым они заразили своих сотрудников. А такие нестандартные креативные подходы, как проект «Ивановец да Палех», будут способствовать реализации продукции. Если будет объем реализации, будет развиваться и завод.

Владимир Руденко, директор по маркетингу ООО «ИМЗ Автокран»

Технику нужно не только производить, но и продавать. Мы долго думали, какая система продаж будет оптимальной. Сначала нам казалось, что это будут прямые продажи, но анализ рынка показал, что более эффективна работа с дилерской сетью. В 2018 году «Автокран» приступил к активному формированию дилерской сети продаж, которая сегодня насчитывает 158 партнеров. Мы считаем это количество уже достаточным, чтобы покрыть все основные регионы продаж. Сервисная сеть развивалась у нас даже более быстрыми темпами, чем дилерская. Мы хотим, чтобы партнеры обслуживали не только краны, которые предприятие сейчас выпускает, но и краны прежних выпусков, которые еще живут и работают. Все прекрасно понимают, что автокран может работать очень долго. Возле дома, где я живу, трудится явно не новый кран «Ивановец». Поинтересовался у крановщика годом выпуска: оказалось, конец 80‑х годов. И работает как ни в чем не бывало. Поэтому не приходится удивляться, что парк автокранов в нашей стране, мягко говоря, возрастной. Почти половина из них имеют стаж более 10 лет. Так что обслуживание автокранов — это хороший рынок. И у нас на сегодня уже подписано 74 договора с компаниями, которые готовы обслуживать наши краны. Но мы понимаем, что рынок требует обновления, будет меняться, и нам есть что ему предложить.

Игорь Кульган, генеральный директор ООО «ИМЗ Автокран»

Кадры решают все. Мы перехватили состояние, в котором получили активы год с лишним назад, перевели всех сотрудников в штат, не вникая особо в их квалификацию. При этом руководство завода понимало, что на фоне низкого производства численность была избыточная. Сейчас ситуация поменялась: ежедневно на местных телеканалах в Иваново идет реклама о том, что завод приглашает работников. В декабре 2018‑го, январе и феврале текущего года завод принял на работу 141 работника, в том числе 22 стажера на практику. Это отражает нашу политику. Но проблема с набором есть. Нужны редкие, а потому очень ценные специалисты — карусельщики, термисты, газоэлектросварщики, etc. Мы их ищем, но это непросто. Активно работаем по привлечению на завод молодежи. Сами понимаете, перспектива любого завода связана с его людьми. Мы хотим, чтобы молодые люди относились к предприятию в Иваново как к одному из основных предприятий области. С любовью. Чтобы им было интересно работать, чтобы они могли профессионально расти, испытывать гордость и самоуважение.

 

Источник: 5koleso.ru

Оцените статью
Авто клуб Попутный ветер
Добавить комментарий