Ровно век назад был основан Ярославский моторный завод. Расскажем, как начав со штучного выпуска автомобилей, предприятие превратилось в крупнейшее моторостроительное производство нашей страны
АВТОМОБИЛЬНАЯ ЭПОХА
История возникновения Ярославского моторного завода связана с именем Владимира Александровича Лебедева — предпринимателя, одного из первых русских авиаторов. Тогда в России действовала правительственная программа создания своей автомобильной промышленности. В Ярославле планировали развернуть сборку иностранных легковых и санитарных автомобилей для фронтов Первой мировой войны. Однако «Акционерное общество механических передвижений и производств В. А. Лебедева» из-за отсутствия государственного финансирования приступило к строительству завода только в начале 1916 г. Запуск произошел 20 октября того же года, что является официальной датой основания завода.
Перспективная модель ЯМЗ-780
После революции предприятие национализировали, и до 1925 г. оно выполняло только ремонт автомобилей. 6 ноября 1925-го собрали две первые трехтонки Я-3 (4х2) по образу и подобию американского White. Двигатель, сцепление и коробку передач заимствовали у грузовика АМО-Ф15. В 1925 г. изготовили всего 3 автомобиля, а в 1928-м — уже 93 машины. В 1926 г. предприятие переименовали в Ярославский государственный автомобильный завод № 3.
В годы первой пятилетки производство заметно расширилось. Освоили выпуск грузовика Я-4 грузоподъемностью 4 тонны с двигателем Mercedes L3. А в 1928 г. начали выпуск 5-тонного грузовика Я-5, оборудованного американским двигателем Herkules в комплекте со сцеплением, коробкой передач и рулевым управлением.
В 1930 г. правительство СССР утвердило план расширения ЯГАЗ на годовой выпуск 3000 автомобилей. В ноябре 1931 г. собрали первый советский трехосный автомобиль ЯГ-10 (6х4) грузоподъемностью 8 т. Уже в следующем году его стали выпускать серийно. На смену ЯГ-10 пришли автомобили ЯГ-10А и ЯГ-10М.
Ярославский первенец — трехтонка Я-3
5 ноября 1932 г. изготовили ЯГ-12 — первый в стране грузовик с колесной формулой 8х8 грузоподъемностью 12 т.
Наряду с выпуском грузовиков шли работы по созданию многоместных автобусов. В 1932 году наладили выпуск автобусов ЯА-1 и ЯА-2 с 54 мягкими креслами. С января 1934 г. на ярославских грузовиках стал использоваться 73-сильный двигатель ЗиС-5.
Но отечественные моторы не отвечали возрастающим требованиям к грузоподъемности машин. Первый отечественный четырехтактный 6-цилиндровый автомобильный дизель мощностью 87 л. с. «Коджу» (Коба Джугашвили) на ЯГАЗе изготовили в 1933 г. Летом 1934 г. автомобили Я-5 с этими двигателями показали свои качества на Военно-Грузинской дороге.
4-тонный самосвал ЯС-1
В 1934 г. перед ярославцами поставили задачу: освоить выпуск самосвалов. Уже 21 декабря собрали два самосвала ЯС-1 на базе ЯГ-4, а в январе 1935-го начался серийный выпуск.
В июне 1935 г. правительство приняло решение о серийном выпуске троллейбусов в Ярославле. Первую модель ЯТБ-1 вместимостью 55 человек собрали 20 июля 1936 г. За ней последовала ЯТБ-4. В 1936 г. основной продукцией завода стал 4-тонный грузовик ЯГ-6. Но уже к концу 1930-х годов ЯГ-6 и самосвал ЯС-3, сменивший самосвал ЯС-1, устарели. В 1938 г. выпустили 5-тонный грузовик ЯГ-7, а на его базе — 4,5-тонный самосвал ЯС-4. В 1938 г. появился дизельный 7-тонный самосвал ЯГ-8 со 110-сильным дизелем НАТИ-МД-23.
В то же время автозаводцы продолжали совершенствование троллейбусов. В июне 1938 года по улицам Москвы стала курсировать двухэтажная трехосная модель ЯТБ-3 вместимостью 100 пассажиров, из которых 72 ехали сидя.
Двухэтажный троллейбус ЯТБ-3
В 1940 г. выпуск продукции на ЯГАЗе вырос против 1926 года в 26 раз. С 1925 г. выпустили 28 моделей автомобилей, 7 моделей троллейбусов, автоприцепы. В 1940 году утвердили реконструкцию завода. Ее планировали завершить в 1942 году, увеличив годовой выпуск тяжелых машин до 10 тыс. Дизельные моторы для них рассчитывали производить на самом заводе. К июню 1941 г. почти завершили проект 7-тонного грузовика Я-14.
С началом войны заводу пришлось перейти на выпуск военной продукции. Предприятие отправляло на фронт бронебойные снаряды, ручные гранаты, снаряды для зенитных орудий, мины, корпуса реактивных снарядов, пистолеты-пулеметы ППШ-41 и многое другое. С 1943-го выпускались гусеничные артиллерийские тягачи Я-11, Я-12 и Я-13. До 9 мая 1945 г. ярославцы выпустили 1666 тягачей, а всего до декабря 1946 года — 2296. В то тяжелое время ради общей победы над фашизмом с заводом поделились опытом американские коллеги. Их дизельные двигатели превосходили наши моторы.
Благодаря наработкам американцев в 1943–1947 гг. удалось создать и освоить выпуск дизельных двигателей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 мощностью 110–220 л. с., а также автомобилей семейства ЯАЗ200 (4х2) грузоподъемностью 7 тонн.
Грузовик Я-5 с дизельным двигателем «Коджу»
Двигатели ЯАЗ-204 и ЯАЗ206 устанавливались и на машины Минского и Кременчугского заводов, а также на автобусы ЗиС-154. В 1948–1950 гг. освоили производство серии автомобилей ЯАЗ-210 (6х4) грузоподъемностью 12 тонн с 165-сильным дизелем ЯАЗ-206. Особую популярность приобрели самосвалы ЯАЗ-210Е. Но производственных мощностей предприятия не хватало. Постепенно сначала ЯАЗ-200 в 1951-м, а затем и ЯАЗ-210 в 1959 году передали другим заводам. В 1957–1959 гг. освоили выпуск модернизированных автомобилей ЯАЗ-219 общего назначения, седельного тягача ЯАЗ-221 и самосвала ЯАЗ-222.
СТАВКА НА СИЛОВЫЕ АГРЕГАТЫ
В 1958 г. специализацию завода сузили до производства дизельных двигателей, сцеплений, коробок передач и электроагрегатов. Предприятие получило новое название — Ярославский моторный завод.
Трехосный автобус ЯА-2
В 1960-е годы освоено в производство семейство 4-тактных дизель-моторов мощностью от 180 до 500 л. с. Базовые 6-, 8-, 12-цилиндровые модели семейства ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 и ЯМЗ-240, пройдя несколько этапов коренной модернизации, остаются продукцией завода по сей день.
В 1971 г. Ярославский моторный завод стал головным предприятием производственного объединения «Автодизель». В 1960–1970-е гг. на ЯМЗ разработали силовые агрегаты для Камского и Кутаисского автозаводов (КамАЗ-740) и (КАЗ-642). В 1980-е годы специалистами завода создано перспективное семейство ЯМЗ-840, 8-цилиндровые модели которого — ЯМЗ-8424 и ЯМЗ-8423 — переданы на Тутаевский моторный завод.
Артиллерийский тягач Я-12
В 1993 г. предприятие преобразовали в открытое акционерное общество «Автодизель» (Ярославский моторный завод). В 2001 г. компания вошла в состав ООО «РусПромАвто», преобразованное позже в «Группу ГАЗ».
В 1991–1998 гг. на предприятии создали двигатели ЯМЗ-846 и ЯМЗ-847 для ракетного комплекса «Тополь М». В 1995–2003 гг. стали выпускать двигатели экологических классов: 1995 г. — Евро-1 (ЯМЗ-236НЕ/БЕ и ЯМЗ238БЕ/ДЕ), 1997 г. — Евро-2 (ЯМЗ-7511 и ЯМЗ-7601), 2003 г. — Евро-3 (ЯМЗ-656 и ЯМЗ-658).
Бортовой грузовик ЯАЗ-200
В 1995–2002 и 2005–2008 гг. разработаны рядные дизельные двигатели семейства ЯМЗ-530 (ЯМЗ-534 и ЯМЗ536) уровня Евро-4. В 2014 г. на заводе собрали 10-миллионный двигатель.
Сегодня «Автодизель» — крупнейший в России производитель тяжелых и средних дизельных двигателей. Ярославскими моторами оснащаются свыше 300 моделей транспортных средств и специзделий. Это грузовики, карьерные самосвалы, автобусы, тракторы и зерноуборочные комбайны, строительно-дорожная техника, дизельэлектрические станции.
Дизельный двигатель ЯАЗ-204
Двигатели ЯМЗ-534 (4,43 л) развивают мощность 120–240 л. с., а ЯМЗ-536 (6,65 л) — от 240 до 330 л. с. Моторы отвечают нормам Евро-5. Разворачивается выпуск газовых двигателей ЯМЗ-534 CNG (150–170 л. с.) и ЯМЗ536 CNG (258–312 л. с.) стандарта Евро-5.
Модифицированные турбодизели ЯМЗ-651 и ЯМЗ652 (11,12 л) уровня Евро-4 имеют мощность 311, 361 и 412 л. с., у модели ЯМЗ-653 (Евро-5) этот показатель достигает 422 л. с.
Двигатель ЯМЗ-840
Границы мощности новых дизелей семейства ЯМЗ780 (12,42 л) стандарта Евро-5 — от 400 до 750 л. с., а в дальнейшем — до 1000 л. с.
Мощность турбированных «шестерок» ЯМЗ-6565 (11,15 л) в исполнении Евро-4 составляет 230–300 л. с., а «восьмерок» ЯМЗ-6585 (14,86 л) — 330–420 л. с. У ЯМЗ6585 (Евро-5) мощность — 500 л. с.
Пятиступенчатые коробки передач ЯМЗ-0905
«Автодизель» изготавливает 6-, 8- и 9-ступенчатые механические коробки передач. Разрабатывается перспективный агрегат с 14 ступенями. В планах — выпуск новых 5- и 9-ступенчатых моделей КП.
Седельный тягач ЯАЗ-221
Источник: