Тому, как развивался бренд Lada в прошлом году и какие перспективы намечены на год 2017-й, была посвящена пресс-конференция, на которой выступил вице-президент по продажам и маркетингу ПАО «АвтоВАЗ» Ян Птачек
СТАБИЛИЗИРУЕМСЯ?
Прошлый год автомобильному рынку России сюрпризов не принес, он продолжил падение, которое в сегменте легковых автомобилей составило 12 %. Если, по данным комитета автопроизводителей, в 2015 году в России был продано 1 507 000 автомобилей, то в 2016 году это число составило 1 327 000. В то же время конец прошлого года отметил замедление падения рынка, что позволяет экспертам делать хоть и осторожные, но относительно благоприятные прогнозы на нынешний год. «Что касается нашего бренда Lada, то в 2015 году было продано 269 100 автомобилей, а в прошлом году — 266 300, что говорит о стабильности наших продаж», — отметил Ян Птачек. Повод для оптимизма дает и такая статистика: в 2016-м доля рынка, завоеванная автомобилями Lada, составила 20,1 %, что на 2,2 % больше, чем в 2015-м. Эти показатели являются для бренда Lada лучшими за последние пять лет. «По объему продаж мы опережаем ближайших конкурентов почти в два раза, а если говорить о моделях, то в десятке самых продаваемых в России автомобилей сразу три модели Lada: Granta, Vesta и Largus», — не без гордости говорил Ян Птачек. Кроме того, еще три модели Lada — 4×4, Kalina и Xray входят в 20-ку самых продаваемых в России автомобилей.
ДЕТАЛЬНО
Наибольшие надежды в ПАО «АвтоВАЗ» связывают с моделью Vesta, продажи которой стартовали в конце 2015 г. За один год было продано 55 174 автомобиля, что соответствует 4,2 % доли рынка легковых автомобилей. Таким образом, Vesta вошла в первую четверку самых продаваемых легковых автомобилей на российском рынке. Сегодня линейка модели Vesta превышает два десятка комплектаций, а не так давно стартовали продажи версии с 1,8-литровым двигателем. В феврале прошлого года на российский рынок вышел кроссовер Lada Xray, и уже к концу года было продано почти 20 000 машин, что составило 1,5 % доли российского рынка. Сегодня этот автомобиль также комплектуется и двигателем объемом 1,8 литра, причем в сочетании как с автоматической, так и с механической коробкой передач. Еще один важный момент, связанный с современными подходами АвтоВАЗа, — ориентированность на клиента. Например, в связи с моделью Xray было немало вопросов от покупателей о возможности отключения системы стабилизации, что повысило бы внедорожные возможности автомобиля. На заводе «к мнению трудящихся» прислушались, и вскоре на приборной панели Xray появилась кнопка отключения ESP. Но и о первых покупателях модели не забыли: они могут дополнить свой автомобиль этой функцией в любом официальном дилерском центре.
Если с моделями Vesta и Xray АвтоВАЗ связывает ближайшее будущее, то, по словам Яна Птачека, первым номером в модельном ряду Lada сегодня остается Granta. За прошлый год в России было продано 88 000 автомобилей этой модели, что составило 6,6 % доли рынка. Это и неудивительно, так как Lada Granta сегодня является самым доступным автомобилем на рынке: цены на него, без учета государственной программы поддержки trade-in и различных акций, начинаются с 399 000 рублей. В десятку самых продаваемых автомобилей в России входит и Lada Largus, лидирующий по объемам продаж среди универсалов: в 2016 г. было продано 336 000 автомобилей, что составило 2,7 % доли рынка. А вот что говорил Ян Птачек о самом доступном в России внедорожнике: «Lada 4х4 по-прежнему остается иконой нашей линейки и ежегодно показывает стабильные результаты продаж». Действительно, в прошлом году было продано более 27 000 автомобилей, и сегодня на заводе продолжается работа над новыми модификациями.
НЕ ГЕОГРАФИЕЙ ЕДИНОЙ
Более половины произведенных на АвтоВАЗе автомобилей реализуются в десяти регионах России, где лидерами являются Москва и Московская область, Республика Татарстан и Самарская область. При этом АвтоВАЗ имеет самую разветвленную дилерскую сеть, в составе которой 330 салонов. Но вот на чем Ян Птачек заострил внимание: более четверти из этих автосалонов уже провели ребрендинг и предстали перед клиентами в стиле нового стандарта. Казалось бы, дело частное, но Птачек объяснил важность подобного решения: «Мы хотим, чтобы наши потенциальные покупатели четко представляли, что бренд Lada серьезно изменился. Сегодня мы не только запускаем новые модели, но и серьезно обновляем дилерскую сеть, чтобы наши клиенты были полностью удовлетворены качеством сервиса». Среди главных задач ПАО «АвтоВАЗ» на 2017 г. Ян Птачек отметил следующие: введение новых стандартов и продолжение ребрендинга дилерских центров, повышение удовлетворенности клиентов, улучшение качества. «Кроме продуктовых новинок и обновления модельного ряда, нашим приоритетом также является сохранение нашего лидерства на российском рынке, улучшение восприятия бренда и повышение лояльности наших потребителей», — подчеркнул Ян Птачек.
ЧТО ЕЩЕ?
Что касается обновления модельного ряда, то в этом году на базе автомобиля Lada Vesta планируется выпуск двух новых моделей в кузове универсал: Vesta SW и Vesta SW Cross, которые, по словам Птачека, завершат комплектование модельного ряда Vesta с точки зрения верхней ценовой планки. Особенно это касается версии Cross, являющейся кроссовером на базе универсала. Цены и комплектации этих моделей традиционно будут объявлены непосредственно перед началом продаж (во втором полугодии). На прессконференции немало вопросов было о ценовой политике АвтоВАЗа. И Ян Птачек не мог не отметить важность этого момента: «Безусловно, для бренда Lada нам важно сохранить конкурентоспособность в области цен, которая всегда нас отличала. Мы продолжаем работать над тем, чтобы, обновляя продуктовую линейку, сохранять ценовое преимущество. Благодаря этой работе нам удается проводить умеренную корректировку цен — в прошлом году она была значительно ниже уровня инфляции». А еще в этом году АвтоВАЗ намерен значительно увеличить экспорт. В прошлом году на экспорт было отправлено более 20 000 автомобилей, а в 2017-м планируется увеличить объем экспортных поставок на 50 %. Для этого уже началось производство на партнерском предприятии в Казахстане таких моделей, как Largus, Vesta, Xray, хетчбэка Granta. В ближайшее время в Германии начнутся продажи Lada Vesta, и таким образом модельный ряд автомобилей, продаваемых на немецком рынке, будет расширен. Разумеется, приоритетом экспортных поставок будут рынки стран СНГ, но Ян Птачек отметил, что, к примеру, модель Vesta вполне может увеличить продажи Lada в странах Европы. Также есть конкретные планы, связанные с партнерами АвтоВАЗа в таких странах, как Египет и Ливан. Не остаются без внимания и другие регионы. Понятно, что модель Vesta — это лишь дополнение того модельного ряда бренда Lada, который уже сегодня экспортируется. Причем для каждого конкретного региона автомобили специально адаптируются.
Все, о чем говорилось на прессконференции, можно считать слагаемыми будущего успеха бренда Lada. А если резюмировать? Ян Птачек обобщил планы так: «Мы просто должны двигаться вперед быстрее конкурентов, сохранять лидерство. Только так можно удержать и увеличить долю рынка. И нужно ставить перед собой амбициозные задачи, каждый день работать на улучшение. Lada — национальный бренд, и мы должны сделать все возможное, чтобы в России им гордились».
Источник: