Груз отправят вплавь:кому мешают дальнобойщики

Минтранс придумал, как переориентировать потоки грузов на водные пути. Для этого ведомство предлагает поднять тарифы на «Платон» и ввести новый акциз на дизельное топливо для большегрузов

КОРАБЛИ ЗА СЧЕТ ГРУЗОВИКОВ

Идея заставить водителей большегрузов платить больше в период с апреля по ноябрь появилась у главы Минтранса Максима Соколова. С соответствующим предложением он выступил на заседании президиума Госсовета по развитию внутренних водных путей, в котором принимал участие президент РФ.

Ранее Соколов уже не раз угрожал повышением тарифов на «Платон» и окончанием льготного периода (пока за километр владельцы большегрузов платят 1,53 руб.). Однако правительство в конце зимы откликнулось на протесты водителей и заморозило индексацию платы для грузовиков до лета 2017 года. Теперь же Минтранс говорит не только о плановом (примерно в два раза), но и о дополнительном повышении тарифов — на период речной навигации.

Министр считает, что такая мера переориентирует часть перевозок с автомобильного на водный транспорт. А значит, получится выручить средства для его содержания и модернизации. С нынешним финансированием проинвестировать развитие внутренних водных путей мелеющий бюджет не сможет. По данным доклада Минтранса, ежегодная потребность в финансировании речных путей составляет 21,6 млрд руб., дефицит — 7,4 млрд руб.

Глава ведомства пояснил: пик нагрузки на дороги приходится как раз на летние месяцы. При этом одно речное судно грузоподъемностью в 8 тыс. тонн способно заменить почти 400 фур.

«Используя систему взимания платы с 12-тонников, возможно регулирование путем повышения тарифа в период речной навигации с апреля по ноябрь», — заявил Соколов. Он пояснил, что тарифы, «возможно», будут подняты только на тех трассах, направления которых совпадают с водными маршрутами. Такой перечень дорог в случае одобрения решения должны разработать в правительстве.

Но это лишь одна часть предложения. Минтранс также вышел с идеей ввести дополнительный акциз на дизельное топливо для большегрузов. Максим Соколов пояснил, что его в основном потребляют коммерческие большегрузы. Если ввести дополнительный акциз, это позволит получить в бюджет 8 млрд руб., которых сейчас не хватает на содержание водных путей.

Министр считает, что вследствие введения такого акциза дизельное топливо не подорожает больше чем на 1%.

НАЛОГ ЧТО ДЫШЛО

Деньги, вырученные обоими способами с дальнобойщиков, по замыслу чиновников, должны пойти на финансирование инфраструктуры речного транспорта. Сейчас в России доля грузов, которые перевозят по воде, незначительна — менее 3%. Задача — существенно увеличить эту долю.

Кстати, от идеи развивать водный транспорт должны будут пострадать и другие отрасли, не только грузоперевозок на фурах: на период речной навигации предлагается не предоставлять скидку на перевозки массовых и тяжеловесных грузов железнодорожным транспортом, а также увеличить финансовую нагрузку на владельцев ГЭС.

Но нас, конечно, больше интересует нагрузка на отрасль автомобильных перевозок. В руководстве правительства идеи на эту тему с порога отвергать не стали. Вице-премьер Аркадий Дворкович на том же заседании отметил, что кабинету министров не хотелось бы увеличивать финансовую нагрузку на бизнес, поэтому «действовать нужно аккуратно». Однако вице-премьер не стал исключать, что позже меры будут применены. В частности, в рамках налогового маневра ставки акциза на дизтопливо могут быть скорректированы с учетом «интересов» внутренних водных путей.

По этой теме чиновники заседали в конце августа. Теперь же, после выборов в Госдуму, идея получила куда больше шансов на реализацию. Конечно, в правительстве помнят, что до конца 2018 года на повышение налоговой нагрузки Владимиром Путиным наложен мораторий. Но это до сих пор — и даже в период до выборов — не мешало различным ведомствам добиваться роста нагрузки окольными путями. Чего стоит хотя бы то, что из-за нехватки доходов 1 апреля были подняты акцизы на бензин и дизтопливо. Чиновники тогда объясняли, что акцизы — это особый вид платежей, и потому налоговый мораторий не нарушен.

Не помешает табу президента поднять и плату за «Платон». В мае этого года Конституционный суд РФ пришел к выводу, что сборы за проезд по трассам не являются налогом и не приводят к двойному налогообложению дальнобойщиков. Сбор с водителей грузовиков справедлив, поскольку они «наиболее интенсивно эксплуатируют дороги, существенно ускоряя износ полотна», вынесли вердикт судьи.

К ЧЕМУ ПРИВЕЛ «ПЛАТОН»?

В Минтрансе, доказывая необходимость повышения тарифа на «Платон», утверждают, что от его введения никто особенно не пострадал. «Ввод системы, на наш взгляд, существенно не сказался на ценах, — заявил ранее Максим Соколов. — О росте цен говорят те, кто сознательно завышает тарифы, ищет легкой прибыли, оправдываясь вводом «Платона». Удорожание, например, пакета молока или килограмма овощей не превысило и 10–20 копеек».

Но в сентябре другое ведомство — Минэкономразвития — подготовило письмо в правительство по итогам исследования работы «Платона». Из него понятно, почему дополнительного удорожания из-за введения системы якобы не было. Дело в том, что цены и так выросли на волне кризиса — больше повышать просто некуда. По данным исследования, на которое ссылается агентство «Интерфакс», «текущие экономические условия не позволяют повышать цену конечной продукции на соразмерную величину». Что касается стоимости грузоперевозок 12-тонниками, то «практически все субъекты предпринимательской деятельности» отметили рост цен в диапазоне от 0,5% до 25%, а в отдельных случаях почти на 50%.

По итогам проведенного опроса, Минэкономразвития предлагает сохранить действующий тариф в системе на уровне 1,53 руб./км до 1 января 2019 г.

Ассоциация «Грузавтотранс» в том же месяце направила официальное письмо председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву, в котором живописует положение отрасли. Как пояснил журналистам глава ассоциации Владимир Матягин, сейчас даже крупные грузоперевозчики испытывают значительные трудности, а мелкие и средние фирмы массово уходят в тень, разоряются или просто закрываются. Этому немало причин: кроме платы за проезд по федеральным трассам, еще и высокая стоимость запчастей, топлива, коррупционные поборы, демпинг цен со стороны «серых» перевозчиков, принудительная езда с перегрузом. А ведь еще есть платные участки дорог, тахографы… «Бюджет недополучает миллиарды рублей в виде выплаты налогов, а водители большегрузов вынужденно экономят на своей безопасности и безопасности граждан», — уверен Владимир Матягин.

ОДНОГО УГРОБИШЬ, ДРУГОМУ НЕ ПОМОЖЕШЬ

Новость об идее ввести дополнительную нагрузку на отрасль на этом фоне, конечно, не пришлась по душе транспортникам. Глава «Грузавтотранса» сообщил, что ничего не имеет против развития речного транспорта, но не в ущерб рынку автомобильных грузоперевозок. «Нельзя убивать одну отрасль, развивая другую. Речные перевозки — это такой же бизнес, так пусть участники этого рынка вкладываются в развитие своего направления», — считает он.  «Эти меры являются не чем иным, как очередной попыткой взимания дополнительных средств с владельцев большегрузных автомобилей», — прокомментировал Алексей Кирдяшов, директор по послепродажному обслуживанию «Ауди Центр Варшавка».

Мало того, увеличив сборы, чиновники особо не помогут и водному транспорту, считает он. «Для того чтобы водные перевозки стали действительно выгодными для бизнеса, необходимы инвестиции в его развитие, — считает эксперт. — Это долгий и последовательный процесс, который требует больших финансовых вложений и непосредственного участия государства».

Перехода грузоперевозок на водные пути, считает Кирдяшов, можно добиться или жесткими административными решениями, или сделав перевозки по воде более выгодными и экономически целесообразными. Что касается таких мер, как повышение платы в системе «Платон» и изменение акциза на дизельное топливо, то таким образом ощутимо повлиять на перераспределение потоков грузов по суше и воде не удастся.

«Вероятнее, произойдет лишь увеличение стоимости сухопутных перевозок, — резюмирует Алексей Кирдяшов, — а это в итоге скажется на конечных потребителях товаров и услуг, то есть подорожание доставки товаров приведет лишь к дополнительному росту цен».

Если повышение тарифа в системе «Платон» окажется существенным, то те компании, которые работают сейчас на грани убытков, могут обанкротиться, говорит о худшем сценарии Кирдяшов. По его оценке, далеко не все смогут адаптироваться к новым условиям и удержаться на плаву.

УДАРЯТ НЕ ТОЛЬКО ПО ФУРАМ

Напомним, что министр Соколов назвал «возможным» введение дополнительной платы за «Платон» только для тех, кто ездит вдоль рек. Если же указанное повышение охватит всех дальнобойщиков, то это будет особенно нелогично. «Нужно понимать, что речные пути не охватывают всю страну, — напоминает Игорь Алексашов, руководитель транспортной службы логистической компании «ПЭК». — Возможно, на водный транспорт еще можно как-то ориентироваться в центральной части России, но, например, в сибирском регионе речные пути и автомобильные дороги не совпадают».

Кроме того, указывает эксперт, водный вид транспорта является сезонным. А если зимой резко перейти обратно к автомобилям, то это может спровоцировать скачок цен.

В свою очередь, директору по операциям FM Logistic Александр Павлов кажется не очевидной связь между развитием речного транспорта и повышением акцизов. Он напоминает, что дизтопливом пользуются не только коммерческие автомобили. По данным «Автостата» за первое полугодие, доля грузовиков на дизтопливе — это 90% в продажах.

Рост акциза тоже может быть фактором, способным привести к закрытию компаний, которые работают с минимальной рентабельностью, считает глава логистических операций DPD в России Дмитрий Воеводин. Это больше отразится на средне- и малотоннажном транспорте. Так что от реализации идей Минтранса пострадают не только владельцы большегрузов.

Эксперты указывают также на проблемы с администрированием, с которой столкнутся чиновники, если все же заварят эту кашу.

Да и для того чтобы на водный транспорт массово пошел груз, его нужно «сначала реанимировать», напоминает доцент Всероссийской академии внешней торговли, исполнительный директор ООО «Современные транспортные технологии грузоперевозок» Андрей Голубчик. Так что чиновники добьются только ухудшения финансовых дел в и так не богатеющей отрасли автомобильных грузоперевозок.

ЮРИЙ МИНАКОВ / НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ОРГАНИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК DPD В РОССИИ

Водный транспорт приспособлен для перевозки насыпных и наливных грузов. И если щебень и песок возят по рекам вполне успешно, то наливные суда там — редкость (на наиболее загруженных направлениях их давно заменили трубопроводы).

Фрукты, овощи возить по рекам не будут, так как размеры судовых партий и скорость доставки не соответствуют современным требованиям. Какой частный предприниматель или торговая сеть купит баржу-другую картофеля или арбузов? Поэтому переход на речной транспорт маловероятен. Возможно, часть объемов уйдет на железную дорогу, но тарифы за перевозки по железной дороге не могут конкурировать со стоимостью автоперевозок на расстояниях менее 4–5 тыс. км.

ИГОРЬ АЛЕКСАШОВ / РУКОВОДИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОЙ СЛУЖБЫ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ«ПЭК»

Нужно понимать, что речные пути не охватывают всю страну. Возможно, на водный транспорт еще можно как- то ориентироваться в центральной части России, но, например, в сибирском регионе речные пути и автомобильные дороги не совпадают. Кроме того, водный вид транспорта является сезонным. А если зимой резко перейти обратно к автомобилям, то это может спровоцировать скачок цен.

АЛЕКСЕЙ КИРДЯШОВ / ДИРЕКТОР ПО ПОСЛЕПРОДАЖНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ «АУДИ ЦЕНТРА ВАРШАВКА»

Министерство транспорта предлагает повысить плату в системе «Платон» для большегрузных автомобилей, а также ввести новый акциз на дизельное топливо. По заявлениям представителей ведомства, эти меры позволят переориентировать потоки грузов на водные пути и привлекут средства для содержания и модернизации водного транспорта. Несмотря на заявления Минтранса, эти меры являются не чем иным, как очередной попыткой взимания дополнительных средств с владельцев большегрузных автомобилей.  Для того, чтобы водные перевозки стали действительно выгодными для бизнеса, необходимы инвестиции в развитие водного транспорта. Это долгий и последовательный процесс, который требует больших финансовых вложений и непосредственного участия государства.  Перехода грузоперевозок на водные пути можно добиться или жесткими административными решениями, или сделав перевозки по воде более выгодными и экономически целесообразными.  Такие меры, как повышение платы в системе «Платон» и изменение акциза на дизельное топливо, не способны ощутимо повлиять на перераспределение потоков грузов по суше и воде.  Вероятнее, произойдет лишь увеличение стоимости сухопутных перевозок, что в итоге скажется на конечных потребителях товаров и услуг, т.е. подорожание доставки товаров приведет лишь к дополнительному росту цен. Кроме того,  в случае существенного повышения тарифа в системе «Платон» те компании, которые работают сейчас на грани убытков,  могут обанкротиться – далеко не все смогут адаптироваться к новым условиям и удержаться на плаву.

АЛЕКСАНДР ПАВЛОВ / ДИРЕКТОР ПО ОПЕРАЦИЯМ FM LOGISTIC

Не совсем ясна связь между развитием речного грузового транспорта и повышением акцизов на дизельное топливо. Основная причина — по речным путям можно снабдить ограниченный круг получателей. Также хотелось бы заметить, что дизельным топливом пользуются и легковые автомобили.

Источник: 5koleso.ru

Оцените статью
Авто клуб Попутный ветер
Добавить комментарий