В культурном центре ЗиЛ прошла конференция «100 лет работы на историю России», посвященная юбилею АМО ЗиЛ. Мероприятие было приурочено к столетней годовщине основания патриарха отечественного автомобилестроения. Праздник получился грустным: завод окончательно прекратил свое существование
100 лет назад, 2 августа 1916 года, на юге тогдашней Москвы, неподалеку от засыпанного ныне Постылого озера, был заложен завод, который десятилетиями был флагманом отечественной автоиндустрии. Грузовики, автобусы, легковушки, лимузины, вездеходы, холодильники — к моменту распада СССР в холдинге с его 17 филиалами трудилось порядка 100 тыс. человек. Старейшая в России автокомпания выпустила 11,5 тыс. легковых машин высшего класса, около 40 тыс. автобусов и более 7800 тыс. грузовиков различного тоннажа и назначения.
На выставке, приуроченной к 100-летию ЗиЛа, были представлены машины из частных коллекций
На выставке, организованной в этот торжественно-печальный день перед Культурным центром ЗиЛ, что расположен около бывших корпусов завода, были представлены модели автомобилей, выпущенных на заводе в разные годы: пожарная машина АМО-4 (выпускалась в 1930-е годы), бортовые грузовики ЗиС-33 и ЗиС-42 с гусеничным ходом. Была здесь и трехтонка ЗиС-5, считавшаяся в 1930–1940 годы одним из основных транспортных автомобилей Красной Армии. Один из самых интересных экспонатов — 6-тонный бортовой грузовик ЗиЛ-130, надежда и опора советской экономики. Кстати, представленный автомобиль до сих пор состоит на службе в крупной энергетической компании. Ветераны автопрома утверждают: такую машину можно было использовать на любой работе, а починить — прямо в поле, это позволяет простая конструкция.
За годы существования ЗиЛ выпустил 11,5 тыс. легковых машин высшего класса
Напротив грузовиков и спецтехники расположилась экспозиция легковых автомобилей представительского класса. Среди них первый советский лимузин ЗиС-101, бронированный шедевр автозавода, выпускавшийся для первых лиц государства. Был здесь и парадный кабриолет ЗиЛ-111В — эта машина стала известна во всем мире благодаря Юрию Гагарину, проехавшему на ней по улицам столицы в Кремль.
«На выставке представлены машины из четырех частных коллекций, многие из них ранее не демонстрировались публике. А про ЗиС-5 могу сказать, что он даже никогда не реставрировался: сохранены оригинальные агрегаты и деревянный кузов. Ведь в военные годы, как известно, страна испытывала нехватку металла. Сразу после выставки трехтонка поедет на реконструкцию», — рассказал коллекционер и историк завода Владимир Киреев.
ЗиС-33, созданный на базе ЗиС-5, имел возможность быстрого перехода с колесного хода на гусеничный
В рамках торжеств в лектории Культурного центра ЗиЛ прошла конференция «100 лет работы на историю России», в работе которой приняли участие сотрудники Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института «НАМИ», гаража особого назначения, а также ветераны и рабочие АМО ЗИЛ. В зале, что называется, яблоку негде упасть. Первым делом вспомнили подвиги строителей, в том числе работников Главного военно-технического управления Военного Министерства России. В рамках конференции прошло обсуждение ключевых достижений завода им. Лихачева и их значения в истории европейского автомобилестроения, были проведены дискуссии о современных тенденциях и проблемах индустрии, демонстрация фильмов и фотохроники, специально подготовленной к юбилею.
ЗиС-5 в 1930–1940-е годы считался одним из основных транспортных автомобилей Красной Армии
После конференции состоялась презентация результата коллективного труда работников АМО ЗИЛ — книги «Завод и люди». Трехтомник включает свидетельства людей, причастных к истории предприятия, и фотодокументы ушедшего времени — настоящий памятник индустриальной эпохи. Подготовка и издание этого уникального трехтомника — многолетний труд В. Г. Мазепы, талантливого главного конструктора завода, работавшего на ЗиЛе с 1950-х годов. Именно Владимир Григорьевич разработал и довел до производства автомобили «Юность» и «Бычок». Мазепа не представляет своей жизни без завода, увлеченно собирает интересные факты жизни АМО ЗИЛ. Его титаническими усилиями и были подготовлены торжества к 100-летию родного для сотен тысяч людей завода.
Трехтомник «Завод и люди» — результат коллективного труда сотрудников АМО ЗИЛ
«Фактически мы сегодня отмечаем панихиду по заводу в день столетия», — сказал на конференции Андрей Демьянов, начальник литейного цеха №2. Старейший российский автомобильный завод прекратил существование. Сохранившийся цех штамповки запчастей переезжает в технополис «Москва», а новые производственные мощности размещать на территории завода не планируется, их освобождают под застройку. По концепции развития «Полуострова ЗИЛ» (так назван проект), на этом месте планируется строительство жилых домов, объектов социальной инфраструктуры, спортивных сооружений, храмового комплекса, административных строений, а также предполагается создание парков и общественных пространств.
На конференции «100 лет работы на Россию» было многолюдно
Реорганизация промзоны ЗиЛ займет около 10 лет. Ранее мэр Москвы Сергей Собянин заявлял, что на заводской территории будет построен лучший район страны. А главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов отмечал, что вместо устаревшего автомобильного производства появится качественно новая городская среда.
Источник: