Гидрогенные технологии с использованием топливных ячеек известны давно. В разное время ими занимались в США, Западной Европе и Японии. Однако наиболее близко к их масштабному производству применительно к автостроению подошла компания Toyota
Итак, вслед за легковым Mirai и городским автобусом компания Toyota приступает к тестированию тяжелого грузовика на водородных топливных элементах. По мнению разработчиков, это решение будет способствовать оздоровлению климата как в городах, так и на промышленных объектах, в частности в портовых комплексах. Поскольку первичное тестирование намечено именно там.
Схематичное расположение компонентов гидрогенной силовой установке на шасси тягача
Вот только несколько характеристик, которыми будет «щеголять» концептуальный грузовик. Мощность тягового электродвигателя — более 670 л. с. Максимальный крутящий момент — почти 1800 Нм. Никаких вредных выбросов, в качестве отходов — исключительно водяной пар. Реализация проекта — с этого лета на портовых сооружениях близ Лос-Анджелеса.
Кстати, для экономии сил и средств в качестве носителя передовых технологий был взят американский тяжелый седельный тягач Kenworth T660 (из предыдущего модельного ряда).
Toyota Mirai и тягач H2Only. Тестовые завезды тягача
Как уже отмечалось, Toyota интенсивно работает над транспортом будущего. Именно поэтому недавно этим японским автопроизводителем был представлен тяжелый грузовик, работающий на водороде. Источником энергии служат водородные топливные элементы. В них за счет реакции окисления водорода вырабатывается электрический ток, который питает тяговые электродвигатели тяжелого грузовика. Мощный привод должен обеспечить надежный и практически бесшумный транспортный процесс по переброске грузов, к тому же без всякого ущерба для окружающей среды.
На данный момент на шасси устанавливается два блока топливных ячеек. Подобные уже применяется в седане Mirai (расход водорода в смешанном цикле — 0,76 кг / 100 км; энерго потребление в смешанном цикле — 0 кВтч / 100 км; выбросы CO2 в комбинированном цикле — 0 г/км). Отдача одного такого элемента составляет 12 кВтч. При этом все достаточно компактно. Поскольку привод электрический, то тягач обладает впечатляющим ускорением, особенно для автопоезда полной массой 36 тонн. При этом пробег на одной заправке составляет более 200 миль (примерно 320 км). Как уже отмечалось, в качестве выбросов — только водяной пар.
Моторный отсек тягача
Напомним суть процесса на примере седана Mirai — представителя нового поколения автомобилей на водородных топливных элементах. Для начала сверхпрочные углеродные топливные баки Mirai заправляются сжатым водородом. Необходимый для реакции окисления водорода воздух непрерывно поступает через передний воздухозаборник.
Сердце автомобиля — водородные топливные элементы. Именно здесь происходит реакция окисления водорода кислородом воздуха, вследствие чего вырабатывается электроэнергия. Несмотря на компактные размеры, топливные элементы позволяют выдавать высокую мощность для комфортного вождения.
Точно так же, как и у других гибридных автомобилей Toyota, в Mirai установлен никель-металлгидридный аккумулятор. Его задача — накапливать электроэнергию в режиме рекуперации и отдавать по мере необходимости в режиме ускорения.
В сущности, все то же самое происходит и с грузовиком, вот только размеры, масса и мощность несколько иные.
«Использование водорода на основе топливных элементов имеет огромный потенциал, чтобы стать движущей силой будущего, — говорит Боб Картер, исполнительный вице-президент Toyota Motor North America (TMNA). — От разработки первого в мире серийного автомобиля на топливных элементах вплоть до начала эксплуатации подобных автобусов в Японии — так Toyota становится пионером в продвижении этой универсальной технологии без вредных выбросов. Мы гордимся тем, что готовы реализовать наши наработки в этом направлении применительно и к тяжелым грузовикам».
Боб Картер, исполнительный вице-президент Toyota Motor North America
Так называемый Project Portal будет проходить в порту Лос-Анджелеса в тесном сотрудничестве с агентством по охране окружающей среды California Air Resources Board (CARB) и энергетическим агентством California Energy Commission (CEC). «Как на Toyota Prius, так и на Toyota Mirai компанией осуществляется прорывной прыжок в технологии будущего. С использованием транспортных средств на топливных элементах со значком Toyota, надеемся, в порту многое изменится, — поясняет руководитель CARB Мэри Николс. — В CARB будут следить за ходом этого эксперимента с большим интересом, чтобы разработать соответствующие стимулы и правила, с помощью которых можно было бы продвигать это решение на рынке».
Перевалочный порт в рамках Project Portal — это только часть приверженности Toyota технологии топливных элементов на основе водорода. Компания также займется строительством сети водородных АЗС в Калифорнии, в частности, в партнерстве с Shell.
Источник: