ГАЗ-АА, или «Полуторка», как ее называли в СССР, сыграл огромную роль в развитии экономики страны, в том числе и в военные годы, войдя в историю как самый массовый грузовой автомобиль периода индустриализации и как один из основных автомобилей Красной Армии, внесший весомый вклад в разгром фашистов
1 февраля 1930 года началась сборка грузовиков Форд-АА на автосборочном заводе «Гудок Октября» в Канавино (Нижний Новгород)
А начиналось все в конце 1920-х годов, когда был принят первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР (1928/29–1931/32 гг.), согласно которому в стране должны были появиться современные автозаводы и предприятия по выпуску комплектующих, способные обеспечить экономику и армию СССР транспортными средствами. О том, что автомобилей катастрофически не хватало, свидетельствует тот факт, что по численности автомобильного парка к началу 1928 года СССР уступал даже таким странам, как Финляндия, Польша, Румыния и Португалия. Импорт и три действующих небольших автозавода (АМО, «Спартак» и ЯГАЗ) проблему решить не могли. Нужно было строить новые предприятия, при этом максимально использовать зарубежный опыт массового производства автомобилей.
Первый грузовик НАЗ-АА с деревянной кабиной, собранный на Нижегородском автозаводе в конце января 1932 года (с октября 1932 года он стал называться ГАЗ-АА)
За опытом решили обратиться к США, куда в конце 1928 года направилась группа инженеров для детального знакомства с достижениями в этой сфере. С компаниями General Motors и Ford начались переговоры о возможности строительства в СССР автозавода с производственной мощностью 100 тыс. автомобилей в год. Несмотря на некоторое техническое превосходство предлагаемых к выпуску моделей Chevrolet перед продукцией Г. Форда, концерн General Motors вскоре выпал из поля зрения переговорщиков. Причин было много, но главная заключалась в том, что простые и дешевые в производстве и эксплуатации автомобили Ford были хорошо известны в СССР. Достаточно сказать, что продукция Ford Motor Co. составляла треть автомобильного парка СССР. Дело в том, что сразу же после октябрьского переворота 1917 года, когда страна оказалась в международной изоляции, компания Ford была одной из немногих, согласившихся сотрудничать с Советской Россией. Так, в 1919 году фирма «Иван Стахеев и Ко» (Петроград) заключила контракт с Ford Motor Co., согласно которому Россия закупила 238 автомобилей, сразу же доставленных в нашу страну.
Главный конвейер ГАЗа
В 1923 году через ряд частных фирм СССР получил 624 единицы техники с эмблемой Ford, включая 192 грузовика, 402 трактора и 30 легковых автомобилей, в 1924 году объем поставок фордовской продукции вырос до 3323 ед., а в 1925 г. достиг максимума — 11 140 ед., из которых 10 505 ед. составляли тракторы, их парк на территории СССР в 1926 году вырос до 25 тыс. ед.
Кабина ГАЗ-ММ первых военных лет была предельно упрощена. В 1944 году ее заменила довоенная
Договор с Ford Motor Co. был подписан 31 мая 1929 года сроком на 9 лет. Им предусматривалось строительство в СССР одного или нескольких заводов по выпуску легкового автомобиля Ford A и во многом унифицированного с ним грузового автомобиля Ford AA, для чего компания предоставляла всю необходимую документацию, в том числе на те усовершенствования и новинки, которые могли появиться на протяжении действия договора. Жаль, что прозвучавшее тогда предложение американской стороны организовать в СССР выпуск более мощного и современного двигателя, чем устаревший 40-сильный, 4-цилиндровый, было отвергнуто советской стороной. Договор предусматривал приобретение также в течение четырех лет 72 тыс. автомобилей или комплектов для их сборки (кроме шин) с началом сборки комплектных автомобилей в 1930 году, до пуска основного производства.
С 1932 года и до начала войны в Горьком, московским заводом и заводом в Ростове-на-Дону было собрано 800 тыс. полуторок. В годы войны на ГАЗе — 102 300 машин
Так в 1930 году вошли в строй два автосборочных завода по конвейерной сборке легковых и грузовых «фордов» из ввозимых комплектующих. Первый располагался в Канавине, на окраине Нижнего Новгорода, второй — в Москве, на территории, занятой впоследствии Автозаводом им. Ленинского Комсомола. Их оборудование было получено от компании Г. Форда, технология сборки и организация работ также предусматривались «фордовские». 1 февраля 1930 года из ворот канавинского завода торжественно выехал первый собранный грузовик Форд-АА. Колонну из 26 машин сразу же направили своим ходом в Москву в подарок XVI съезду ВКП (б), а тем временем в деревне Монастырка близ Нижнего Новгорода развернулось строительство автогиганта, выпустившего свой первый грузовик 29 января 1932 года.
ГАЗ-ММ с 50-сильным двигателем, новым рулевым механизмом и усиленным креплением задних рессор
Обязательства по закупке комплектующих и автомобилей СССР не выполнил: не хватило валюты. Вместо 72 тыс. машин к 1932/33 году их было приобретено вдвое меньше. В марте 1935 года действие договора 1929 года было досрочно прекращено по обоюдному согласию сторон и без финансовых претензий. Новая страница отношений между СССР и Ford Motor Co. была открыта в годы Второй мировой войны, когда СССР получил по ленд-лизу шинный завод, выкупленный правительством США у компании в ноябре 1942 года. По ленд-лизу поставлялись и фордовские грузовики и амфибии — всего более 100 тыс. ед.
Самосвал ГАЗ-410 с грузоподъемностью 1,2 т (1934–1946 гг.) сборки канавинского завода
А модель ГАЗ-АА, получившая в 1938 году 50-сильный двигатель и новое обозначение ГАЗ-ММ, к 1940 году собиралась уже на трех производственных площадках: в Горьком (до октября 1932 года — Нижний Новгород), Москве и на новом автосборочном заводе в Ростове-на-Дону. Канавинский завод перешел на выпуск автобусов и самосвалов.
ПМГ-1 (1932–1941 гг.) — самый массовый довоенный пожарный автомобиль
В годы войны выпускалась упрощенная версия ГАЗ-ММ-B. Двери у нее были заменены боковыми загородками и сворачиваемыми брезентовыми пологами, крылья гнули из кровельного железа, боковые борта не откидывались, передних механических тормозов не было, фара была только одна, левая. В Горьком «полуторку» делали до октября 1949 года, в Ростове-на-Дону — до начала войны, в Москве — до 1940 года. А с 1946 по 1951 год ГАЗ-ММ выпускал Ульяновский завод, довоенная комплектация уже в 1944 году была частично восстановлена.
Задний мост грузовиков ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ крепился к раме при помощи рессор кантилеверного типа
Подъем кузова самосвала ГАЗ-410 осуществлялся под действием его массы без каких-либо механизмов
Источник: