Начало этого рассказа Вы можете прочитать здесь.
Спустившись с перевала направились мы к озеру Чатыр-Куль, расположено оно, кстати, на высоте 3530 метров над уровнем моря. Двигались мы, подобно горным ручьям, текущим с гор и впадающим в это самое озеро: много петляли и пересекали маленькие реки; некоторые из них промерзли до дна, с другими было посложнее и при проезде по ним, лед трескался, и Амароки оказывались полуводными, иногда выбираясь сами, иногда только при помощи лебедки. Забавный случай произошел с головной машиной: не рассчитав толщину и размер «льдинки», в, казалось бы, безледном ручье, в бампере машины поселился огромный кусок льда и не желал этот бампер покидать, забегая вперед скажу, что растаял этот кусок только через 2 дня, уже в Китае. Приближаясь к озеру и месту ночевки, замыкающий колонну Амарок провалился-таки под лед, и провалился знатно, по середину дверей. Отмечу, что бы было еще страшнее осознавать происходящее — это была наша техничка с едой. Не желая оставаться голодными все бросились вызволять из ледяного плена нашу «кормилицу», подцепив в паровозик 2 пикапа на суше смогли вытащить утопленника, еда не пострадала, но в салон вода попала, дверные уплотнители не выдержали.
Заночевав на летней стоянке пастухов, любовались колоритом мест, попытались разжечь костер из заготовленных и припасенных здесь кизяков, но, то ли опыта не хватило, то ли холодно очень было, и добились мы только дыма и запаха, но не тепла. Это и не важно, здесь важно другое: как только наступила ночь, глаза сами поднимаются в небо и наслаждаются неисчислимым количеством звезд, и они, казалось бы, совсем рядом, только вот не достать.
Китай ждет.
Утром нас ждал уже Китай. Вон он уже рядом, всего 3 ряда колючей проволоки с дозорными вышками каждый километр, но мы же не пугливые и через час уже сдаем наши машины на осмотр в Киргизскую таможню. Сами стоим в очереди на проверку документов в холодной комнате, являясь единственными «легковыми» в очереди, так как все проезжающие через границу машины — это большие грузовики. Проверка документов не заняла много времени, и вот он — Китай. Только ворота «в Китай» почему-то закрыты, однако мы приехали еще до открытия пограничного пункта. Подождав около часа попадаем на первую из череды проверок, документов, машин, сумок, чемоданов, при чем Китайские пограничники совсем не стесняются залезть в любую понравившуюся машину и посидеть там, или запустить собаку, которая может прошагать грязными лапами по вещам и сиденьям, в результате чего, из одной машины вывалился профессиональный фотоаппарат, и, к счастью, остался жив.
От первого поста до официального здания таможни 160 км. а это еще 2 остановки на осмотр. Добравшись до него, мы было обрадовались, но не тут-то было: проехав сперва за шлагбаум, всю колону остановили и заставили задним ходом сдавать назад, зачем, не очень было понятно, через некоторое время зовут обратно, мы приезжаем, и нас начинают обрызгивать непонятной субстанцией, оказалось, что нас обеззараживают (а мы подумали, что изгоняли:). Доехав до места парковки и проверки документов, мы и не думали, что проведем тут весь день. Кстати, для проезда по Китаю нужно минимум за 3 месяца подать заявку на человека и машину и арендовать гида-китайца, без выполнения этих условий, не попасть в поднебесную. Хлебнуть колорита пришлось сразу, много возни и мало дела, ни один китаец не берет на себя бремя ответственности, все решения только после многочисленных переговоров со «своими» или телефонных звонков. Проверили у нас вообще все, и больше всего пограничников насторожили наши рации, вызвали даже передвижную лабораторию по измерению радиации, проверили и отобрали 2 самые мощные станции, обещая отдать на выезде из Китая. Ворота открыли… ну что, здравствуй долгожданный Китай!
Проехав после границы километров 30, мы попали в какой-то кипящий суп, часто помешиваемый невидимым поваром, по-другому объяснить то, что творится на дороге очень сложно. Вперемешку едут машины странных марок, грузовики с 3-ми, 4-ми, 6-ти и так далее колесами, и первые — самые страшные, но больше всего неприятностей доставляют водители мототехники, глядя на них возникает чувство, что они далеко не первую жизнь живут и уж точно не последнюю: поворот, разворот, переезд перекрестков, не смотря в зеркала — это абсолютно нормально по местным меркам. Следование ПДД — это точно не про уйгурцев (кто такие уйгурцы чуть позже), обгоны через 2 сплошных это просто «ниочем», а вот обгон по встречной обочине, обгоняющего через 2 сплошных — это по «по-нашему — по-уйгурски». Еще сперва очень поражает беспечность водителей, подрезая твой 2-х тонный пикап водитель на скутере или рикше перевозит кучу пассажиров, в том числе и детей, и его вообще не беспокоит их сохранность. Въезжая в некрупный по китайским меркам город Кашгар, дорожный ад только усиливался, как мы добрались до отеля — загадка, но сон нас ждал отменный.
На следующий день мы отправились в соседний городок на техосмотр наших автомобилей и за получением водительского удостоверения китайского образца. Приехав еще до открытия, мы встали в пеструю очередь из десятков разномастных легковушек, пикапов и грузовиков, лучшие годы большинства из них давно позади, но об этом позже… открываются ворота в китайское «МРЭО», тут же все «ломанулись» внутрь, через минуту свободных мест уже нет, и ворота закрыты. То, что происходило дальше очень похоже на получение талона ТО в нашей стране в 90-е годы прошедшего века. О том, что автомобиль должен быть в рабочем состоянии большинство водителей узнали кажется только здесь и кинулись чинить — кто-то отдирал тонировку, кто-то настраивал выхлоп, некоторым повезло меньше и они просто пытались оживить своих железных коней. В воздухе витал вопрос, а что мы забыли в этой очереди на своих новых пикапах? Но шли часы, а ответ на этот вопрос так и не был найден. Раз в полчаса к нашим машинам подходили все новые группы китайских «гаишников», что-то смотрели и удалялись, часа через 3 дело дошло до осмотра первой машины, внимательно все осмотрев, посидев в машине, сфотографировавшись инспектор заявляет, что не нашел номер рамы, а без него не может выдать документы, объяснения того, что номер рамы на Амароке отсутствует в принципе, не принимались. Инспектор удалился на созвон с начальником, а на наши машины начали неистово клеить световозвращающие наклейки «3IVI», на кузов Амарока уходило штук 30 таких наклеек, конечно это делали не бесплатно, но посмотрев, как варварски клеймят местные пикапы, нанося на его борт с помощью трафарета и синей краски все данные, от веса и грузоподъемности по осям до вместительности людей, мы как-то поуспокоились. Получив благословение от начальства наши машины обрели бумаги и отправились на проверку фар и тормозов, нам бы после этого радоваться, но не тут то было: 7 машин прошло, а восьмая не успела, ворота закрылись перед капотом въезжающей машины, — обед на 2 часа (вот бы нам такой=) ). Решив тоже пообедать поехали в соседний городок, при въезде в него нас тормозят полицейские и говорят, раз въехали в наш город, поехали в участок — регистрироваться! Мало нам было приключений.
Зарегистрировавшись и пообедав, едем за нашими китайскими правами, тут уже проще, личное присутствие не нужно и номера «рамы» никто не сверяет)). Получив красивые карточки едем домой, как раз уже вечер наступил.
С утра нас ждал перегон в 700 км по местным прекрасным автобанам, что же может тут быть не так? Так привыкнув за последние дни к нескончаемой череде событий, в этот день было очень скучно! Однообразный вид за окном, смог вперемешку с воздухом сверху и полупустыня снизу, изредка слева по курсу показывались пики гор и тут же скрывались во всекитайском смоге. Единственное яркое пятно за целый день — это рынок яблок прямо на обочине трассы, аксуйские яблоки славятся на весь Китай, крупные, сладкие и невероятно сочные, будет возможность — обязательно попробуйте.
Еще из достопримечательностей можно назвать уйгурские заправки, обнесенные колючей проволокой, со шлагбаумами, охранником и жестким правилом высадки перед заездом на территорию. Сделано это для контроля за местными весьма неспокойными жителями. Уйгурия вообще очень неспокойный регион в Китае, от этого и посты полиции на въездах в города, и заправки по пропускам, и курсирующие броневики по городским улицам.
На ночлег нас ожидал город Куча, впервые за поездку мы достаточно глубоко заехали в Китай, во всей гостинице, например, не было ни одной вилки =), только палочки и мини-ложка для супа, еда соответственно тоже нас ждала местная, вечером еще ничего, а вот утром только загадочные супы (страшно подумать из кого), попив водички, так как чая тоже нет, выдвигаемся в сторону одной из крупнейших пустынь мира.
Пустыня Такла-Макан (дословный перевод, уйдешь и не вернешься, пустыня смерти и т.д.) — вторая песчаная пустыня на планете, уступает только сахаре: длина с запада на восток — свыше 1000 км, ширина — до 400 км, площадь песков — свыше 300 тысяч квадратных километров. Съехав с платного автобана в сторону на 100-120 км, мы впервые за 3 дня увидели голубое небо, в пустыне нет смога, зато есть бескрайние поля хлопка и могучие саксаулы. Еще километров через 30, исчезают и они, теперь только песок и нереальной красоты дюны! Спустив шины пара наших амароков отправилась штурмовать эти самые дюны, и, на удивление, успешно это проделали. Недолго порезвившись в песке отправились в путь, нас впереди ждал город Турфан, а до него более 700 км, и снова знакомый вид в лобовое стекло: смоги и песок.
Город Турфан примечателен тем, что это самый жаркий город Китая и для выживания в нем древние племена придумали гениальное, хоть и трудно реализуемое решение. Они научились подводить пресную воду с тающих ледников по подземным каналам (кяризам), под землей прокапывался тоннель длинной в несколько километров (вручную!) и соединялся с подземными реками, и такой кяриз был один на несколько семей, иногда он пересыхал, и нужно было возводить новый — адский это был труд. Последний кяриз был выкопан всего несколько десятков лет назад.
Посетили мы и самую нижнюю сухопутную точку в мире! Турфанская впадина расположена на 154 метра ниже уровня моря, ниже только Мертвое море и озеро Ассаль в Джибути.
Еще регион может похвастаться древним городом Jiaohe, построенным во 2-м веке до нашей эры, и расположенным на утесе, самое в нем удивительное — это то, как он построен: вместо строительства «вверх», жители строили его «вниз», просто выкапывая в мягкой породе все новые и новые комнаты и квартиры. Омываемый со всех сторон двумя реками город оставался неприступной крепостью и неплохо зарабатывал, располагаясь на шелковом пути, но всему приходит конец. Концом для этого славного города стал Чингизхан, он просто перенаправил реки и лишил город воды, после этого город мирно сдался и впал в забвение.
Оставив Турфан и всё его историческое наследие, отправились к финишу нашего путешествия, в город Урумчи, столицу Уйгурского автономного округа. Путь нас ждал недолгий, всего 200 км, но скучными эти последние китайские километры не назовешь: сперва мы проезжали огромные поля «засаженные» ветряками (одно из крупнейших скоплений ветряных электростанций в мире), потом нас ждал перевал с такой силой ветра, что совсем не маленький Амарок мог легко очутиться на соседней полосе, еще нужно было успевать уворачиваться от пролетающего мусора: с впереди идущего грузовика сдуло доску, и она летела на нас…или камни, летящие из под колес – весело, в общем.
Преодолев перевал выехали мы в столицу Уйгурии, и сразу вспомнили Москву, дождь с неба, температура около 0 и адские пробки в пятницу вечером! Около 5 км мы ехали 2 часа.
Источник: