Европейские производители прицепной техники считают, что большинство перевозчиков используют провозные возможности трехосных полуприцепов лишь частично, и предлагают транспортным компаниям использовать подвижной состав иной конфигурации. Есть ли перспективы у двухосных моделей в России?
Как повысить эффективность и рентабельность транспортного парка? Этим вопросом ежедневно озабочены и российские, и зарубежные перевозчики. С учетом непростой экономической ситуации крупные транспортные компании вынуждены все чаще проводить комплексную оценку парка по операционным, техническим и эксплуатационным показателям.
На помощь логистическим операторам приходят лидеры рынка прицепной техники (Schmitz Cargobull, Krone, Koegel). Компании-производители подвижного состава предлагают специальные инструменты, позволяющие не только дать индивидуальную оценку комплектации транспортного средства для отдельного конкретного случая, но и оценить модели с разной комплектацией в случае одинаковых исходных эксплуатационных данных. Сравнение заданных конфигураций осуществляется по показателям себестоимости, расходу топлива и уровню вредных выбросов в окружающую среду.
Двухосный изотермический сухогруз S.KO Express c управляемой осью оптимизирован для маневров в тесных условиях
В России особую актуальность приобрела тема оптимизации весогабаритных параметров автопоезда. Это, прежде всего, связано с запуском системы «Платон» и внесением изменений в правила перевозки грузов автомобильным транспортом (существенной редакции подверглись допустимые осевые нагрузки транспортных средств). Ряд производителей прицепной техники в связи с этим уже внесли дополнения в текущий модельный ряд. Например, компания Krone для сокращения удельных расходов на единицу перевозимого груза предложила российским перевозчикам удлиненный шторный полуприцеп увеличенного объема. Плюс шесть европалет на борту в большинстве случаев не критичны с точки зрения превышения осевых нагрузок, зато дают шанс сократить количество рейсов, а значит, и сэкономить на дорожных сборах, считают в компании Krone.
Mega Liner Eco Twin с 10-тонными осями BPW только на оплате дорог в Германии позволяет сэкономить 1,8 евроцента за км
В Германии, где продольный габарит автопоезда ограничен отметкой 16,5 м, а проект EuroCombi (сцепка длиной 25,25 м) пока ещенаходится на стадии испытаний, главным резервом оптимизации эксплуатационных затрат для перевозчиков остается дорожный сбор (система Toll Collect). Сумма этого сбора определяется не только пройденным расстоянием в километрах и экологическим классом машины, но и количеством осей грузовика. Например, стоимость проезда 1 км дороги для пятиосного автопоезда класса Евро-6 будет составлять 13,5 евроцента, а для четырехосной сцепки всего 11,7 евроцента. Разница в тарифах и возможность экономии на топливе (за счет снижения снаряженной массы и уменьшения сопротивления качению) послужили причиной появления в продуктовой программе крупных производителей моделей шторных полуприцепов в двухосном исполнении. Поговорим о них подробнее.
Система сдвижного бокового тента Quick Curtain
Немецкая компания Fliegl предлагает перевозчикам двухосный шторный полуприцеп Fliegl Twin для перевозки широкого спектра грузов. Премьера новинки состоялась на выставке IAA 2016 в Ганновере. В компании утверждают, что 90 % европейских транспортных операторов перевозят максимально 25 тонн груза. Модель Twin 200 способна взять на борт те же 25 тонн. Причем в базовом варианте RoadRunner и в исполнении MegaRunner (с увеличенной вместимостью) грузоподъемность одинакова. В полуприцепах Twin 200 используются 10-тонные оси BPW и энергосберегающие шины Michelin X-Line 445/65R19,5. Наряду с тем, что новый полуприцеп переходит в другую, более выгодную категорию по оплате дорог, Twin 200 имеет в активе еще и такие полезные качества, как низкая снаряженная масса, повышенная снаряженная масса, повышенная комфортность в движении (за счет удлиненного межосевого расстояния), низкие эксплуатационные затраты.
Приложение Trailer Evaluation Tool позволяет провести комплексную оценку автопарка по операционным, техническим и эксплуатационноэкономическим показателям
В подтверждение вышесказанного фирма-производитель приводит следующие факты. Результаты независимых тестов немецкой автомобильной консалтинговой компании DEKRA выявили, чтоTwin по сравнению с обычным трехосным полуприцепом позволяет автопоезду сэкономить около 2,4 л на 100 км. При годовом пробеге 150 тыс. км получается, что Twin сбережет топлива на сумму в 4000 евро (при средней цене за литр дизтоплива 1,10 евро). Кроме этого, Twin рефинансирует первоначальные инвестиции за счет оплаты дорог: на 150 тыс. км экономия в системе Toll Collect составит более 2700 евро в сравнении с трехосным полуприцепом.
MegaRunner Twin — исполнение с увеличенной вместимостью грузового отсека
В целом годовой потенциал экономии при использовании Fliegl Twin оценивается в 6660 евро в год на один прицеп. Это позволяет полностью окупить приобретение нового полуприцепа за пять лет, утверждают представители компании-производителя.
В Ганновере Fliegl представил свой полуприцеп RoadRunner Twin 200 с новой надстройкой, которая имеет направляющие сдвижного бокового тента Quick Curtain и наверху, и внизу. Штора открывается как вперед, так и назад. Механизм имеет сертификат безопасности для перевозки напитков и может функционировать в составе систем с подъемной и со сдвижной крышей. Quick Curtain автоматически натягивает тент, поэтому нет необходимости в привычных натяжных замках тента. Новая система предлагается как опция в качестве альтернативы к уже проверенной временем системе Quick Lock.
Помимо прочего, RoadRunner Twin 200 получил систему Twin 200 получил систему безопасности Haldex Soft Docking с множеством датчиков, расположенных в заднем свесе. Благодаряэтому электронному помощнику при достижении дистанции в 1 метр до рампы трейлер начинает автоматически притормаживать вплоть до полной остановки. Система Soft Docking активирует аварийную сигнализацию со светодиодными фонарями и звуковой сигнал. Производитель оснащает шторные полуприцепы Twin 200 задней защитой Heavy Blocker на всю ширину портала. Новая защита кормовой части предлагается в трех вариантах: без дополнительных деталей, с роликовым отбойником и со вставным крепежным болтом для погрузчика.
Собрать «деньги, лежащие на дороге» перевозчикам предлагает и компания Krone. Недавно в модельном ряду производителя из Верльте появился двухосный шторный полуприцеп Mega Liner Eco Twin грузоподъемностью 25 тонн. Его объем грузового отсека составляет 100 м3 . Как и у трехосного собрата, крыша Mega Liner Eco Twin сделана подъемной: подъемные цилиндры находятся в угловых стойках. Кузов может опускаться на 120 мм спереди и 50 сзади. Модель предназначена для работы в сцепке с тягачами с высотой седельно-сцепного устройства 1150 мм. Eco Twin комплектуется осями BPW (или фирменными осями Krone) с односкатной ошиновкой и низкопрофильными шинами размерностью 445/56R19,5. Сокращение расхода топлива достигается за счет уменьшения собственной массы и снижения сопротивления качению.
В настоящее время шторники Eco Twin доступны только для европейского рынка. Есть ли перспективы использования двухосных полуприцепов в России, учитывая, что тариф «Платон» един для всех 12-тонников? Для ответа на этот вопрос снова обратимся к допустимым осевым нагрузкам. Так, в случае сдвоенных осей нагрузка на осевую тележку ограничена порогом 16 или 18 тонн (в зависимости от межосевого расстояния), а в обычном трехосном варианте допустимой величиной являются 22,5 тонны. Насколько существенна будет эта разница в пересчете на полезный груз и удастся ли сэкономить на топливе — это решать самим перевозчикам. Впрочем, специалисты говорят, что любая конфигурация транспортного средства перед покупкой должна быть тщательно просчитана. Важно рассмотреть разные варианты, особенно если это касается перевозок в режиме международного движения.
Источник: