В правительство внесен законопроект, возвращающий лицензирование заказных пассажирских перевозок более восьми человек, включая автобусные. Госдума может утвердить соответствующие изменения уже в осеннюю сессию
Поводом послужило трагическое ДТП в Забайкалье, когда в автокатастрофе с участием пассажирского автобуса погибли 14 человек. Авария произошла в ночь на 12 июня — автобус на трассе «Байкал» упал с 30-метровой насыпи. В нем находился 51 православный паломник.
Помимо того, что у перевозчика не было лицензии, правила дорожного движения также не были соблюдены. В качестве одной из вероятных причин аварии называют превышение водителем скоростного режима, в результате чего он не справился с управлением. Однако из-за неисправности тахографа невозможно точно установить, с какой скоростью ехал автобус.
После того как в 2011 году было отменено лицензирование некоторых видов автомобильных перевозок, в том числе автобусных, количество ДТП на нерегулярных маршрутах увеличилось на 63%.
Особую обеспокоенность у Минтранса вызывает то, что 40% таких ДТП совершены лицами, не имеющими статус хозяйствующего субъекта, то есть перевозками занимаются физические лица, а не организация, профессионально обслуживающая пассажиров.
Отметим, что, согласно статистике ГИБДД, за 5 месяцев этого года по вине водителей автобусов произошло 2081 ДТП, погибло 72 человека, было ранено 3074. Число жертв сократилось на 2,7%, и произошло это в основном благодаря лицензированному транспорту.
Во время совещания 19 июля глава Минтранса РФ Максим Соколов доложил президенту, что многие ДТП с участием автобусов совершаются из-за того, что водители засыпают либо отвлекаются за рулем. По его словам, уже сейчас во всех регионах РФ создана инфраструктура по установке и техобслуживанию тахографов, что позволит снизить количество аварий с участием автобусов как минимум на 15%.
Напомним, что деятельность автоперевозчиков пассажиров регулируется Уставом автомобильного транспорта, Правилами перевозки пассажиров, ФЗ-220, а международные перевозки — ФЗ-127. В настоящее время лицензию имеют только регулярные перевозчики пассажиров.
«Сегодня на рынке межрегиональных автобусных перевозок доля компаний, которые выполняют так называемые одноразовые рейсы, составляет примерно 60–70 %. Люди сами способствуют их деятельности, пользуясь услугой, а организации — заключая с ними договора, — считает генеральный директор компании «Славянский Экспресс» Николай Зверев. — Между тем, нерегулярные перевозчики ни перед кем не отчитываются и в первую очередь преследуют коммерческую цель — заработать денег, не неся ответственности».
При этом, продолжает он, частные автоперевозчики избегают уплаты налогов и не соблюдают обязательные требования по обеспечению безопасности дорожного движения. Такие перевозчики зачастую нерегулярно проводят технические осмотры транспортных средств и подвергают пассажиров опасности.
Пассажирские автобусные перевозки, осуществляемые по заказам, также должны попадать под требование закона о лицензировании отдельных видов деятельности, уверены участники рынка.
«На рынке должны существовать единые правила для всех перевозчиков, касающиеся как самого транспортного средства, так и режима труда и отдыха водителя, — подтверждает Николай Зверев. — Ведь не отдохнувший водитель — это потенциальный преступник на дороге. Значительная часть ДТП происходит именно из-за человеческого фактора».
Законопроект Минтранса установит для всех пассажирских перевозчиков равные обязанности. При обязательном лицензировании заказных перевозок водители должны будут ежедневно проходить медобследование, соблюдать установленный график движения, иметь при себе все необходимые документы на транспортное средство и следить за своевременным прохождением техосмотра. Кроме того, если в отрасль вернется необходимость получать лицензию, у государства появится информация о состоянии транспорта и его владельцах.
В результате, как полагает генеральный директор компании «Славянский Экспресс», после принятия закона о лицензировании всех видов автобусных перевозок около 30 % компаний будут вынуждены уйти с рынка.
Однако инициативу Минтранса РФ по введению лицензирования заказных перевозок полностью поддерживает большинство участников рынка, в том числе СПб ГУП «Пассажиравтотранс».
По словам пресс-секретаря СПб ГУП «Пассажиравтотранс» Татьяны Клепиковой, осуществление этих перевозок должно контролироваться, а к безответственным организациям, нарушающим требования по безопасности дорожного движения, технической подготовки автобусов, персонала, оснащения ремонтной базы, должны применяться жесткие меры.
«При введении лицензирования контролирующий орган проверит соблюдение всех необходимых условий, как на этапе выдачи лицензии, так и при дальнейшем осуществлении деятельности, как сегодня это происходит на регулярных перевозках, — отмечает Татьяна Клепикова. — Пока заказные перевозки выпадают из правого регулирования, недобросовестные компании могут не только демпинговать рынок, но и выполнять заведомо некачественную и небезопасную услугу». Положительно восприняли новость о возврате лицензирования и в Союзе ассоциаций автоперевозчиков пассажиров «Регионы».
«Лицензия — это документ, подтверждающий, что перевозчик выполнил все требования закона и готов к перевозке той или иной категории пассажиров. Лицензирование имеет прямое отношение к дорожной безопасности, даже не потому, что будут чаще проверяться лицензиаты со стороны автодорожного надзора, а в силу опасения перевозчика потерять лицензию и, следовательно, бизнес», — говорит председатель правления Союза ассоциаций автоперевозчиков пассажиров «Регионы» Олег Куксов.
По его словам, сообщества перевозчиков пассажиров изначально были против отмены лицензирования, это решение было принято без обсуждения с транспортниками и стоило человеческих жизней. «Власть должна найти и наказать инициаторов этого «эксперимента», — уверен Олег Куксов.
Он выражает обеспокоенность тем, что в настоящее время транспортники опять не знают подробно о планах правительства и могут получить в очередной раз «сырой» вариант решения проблемы.
«Перевозчики опять столкнутся с бюрократической волокитой, необходимостью готовить кучу документов. А ведь лицензии до отмены были у всех перевозчиков пассажиров, кроме некоммерческих перевозок сотрудников! Теперь все заново.
Также неясно в связи с введением разных видов лицензий на разные категории пассажиров, что будет с уже действующими лицензиями, они будут действовать и дальше, или их придется получать заново?» — задается вопросом Олег Куксов.
Он отмечает, что в очередной раз все проблемы будут возложены на плечи перевозчиков, заказным перевозчикам придется соответствовать тем требованиям, от которых они уже отвыкли. «Жаль, но созданных трудностей можно было бы избежать при наличии стратегического плана развития отрасли, — уверен Олег Куксов. — Мы считаем, что законодательство РФ в сфере транспорта ущербно, громоздко, не систематизировано, нет общего взгляда на проблему рынков регулярных и заказных перевозок, их взаимодействия».
По его мнению, для формирования профессионального законодательства в сфере транспорта в РФ необходимо, помимо наличия стратегического плана развития отрасли, наметить план формирования законодательной базы с привлечением профессиональных сообществ перевозчиков».
Источник: