Местным властям могут разрешить делать платным въезд фактически в любую часть какого-либо населенного пункта. Законопроект на эту тему, подготовленный Минтрансом, готовится к внесению в Госдуму. Появилась информация, что первыми «подопытными кроликами» могут стать москвичи
БОРЬБА С ПРОБКАМИ ЗА ВАШ СЧЕТ
Россияне к введению платы за доступ к дорогам общего пользования относятся довольно прохладно, выяснил Всероссийский центр общественного мнения (ВЦИОМ). Идею, по данным опросов за прошлый год, поддерживают 27% опрошенных. У них свои соображения: большая часть тех, кто высказался «за» реформу, надеются на улучшение качества дорог в результате введения оплаты. Противники же нововведения справедливо возражают, что дороги должны быть бесплатными, поскольку на их содержание вроде как идут бюджетные средства. Информация о мнении россиян была представлена на совещании Минтранса, где обсуждалась данная тема.
Однако отсутствие поддержки со стороны большинства населения, похоже, не останавливает чиновников. В сентябре прошлого года Минтранс подготовил проект закона «Об организации дорожного движения», где как раз и говорится о возможности «монетизировать» ранее бесплатные участки дорог. На бюрократическом языке они называются «местами специальной организации дорожного движения». Согласно законопроекту, платный въезд на территорию такой резервации может быть введен по решению органа местного самоуправления.
В пресс-службе министерства транспорта России ранее сообщали, что законопроект может быть внесен в Госдуму в марте этого года. А до этого он проходит процедуру оценки регулирующего воздействия и прочие положенные этапы. Правда, на федеральном уровне нововведения вступят не сразу, а через год со дня его официального опубликования. То есть, по планам Минтранса, не раньше весны 2016 года. До этого на гражданах ряда регионов могут проводиться эксперименты, о чем пойдет речь ниже.
В самом тексте законопроекта не содержится ни названий регионов, где может вводиться плата, ни ее конкретный размер, пояснили в министерстве. То есть все это, как предполагается, будет «творчеством» региональных начальников.
«В случае принятия регионами таких решений органы местного самоуправления обязаны осуществить компенсационные мероприятия», — говорится в специальном заявлении Минтранса на эту тему. Речь о «повы- шении качества работы маршрутных транспортных средств, об открытии новых маршрутов движения, увеличении провозных возможностей маршрутных транспортных средств, организации перехватывающих и внеуличных городских парковок, развитии инфраструктуры для движения велосипедов».
Что касается парковок, то они могут быть и платными. Регионы получат на это право. Власти, согласно задумке, будут планировать расположение и выдавать разрешения, а размер платы установят непосредственно владельцы парковки.
А вот о повышении качества дорог, на что надеялись оптимисты среди респондентов ВЦИОМ, как-то не упоминается. Впрочем, в Минтрансе от реализации инициативы и так ждут многого. Согласно надеждам ведомства, закон «позволит создать правовые условия и механизмы для обеспечения безопасности и устойчивости дорожного движения, снизить экономические потери в дорожном движении, а также сформировать единый подход к организации дорожного движения на территории РФ».
ПУТЬ К ПРОИЗВОЛУ
Минтранс — не изобретатель идеи. Создание зон ограниченного движения автомобилей является одним из инструментов регулирования дорожного движения, который с разной степенью успешности используется во многих странах мира, напоминают в комитете по транспорту и таможне Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в России. В России же это особенно актуально, потому что позволит ограничить произвол местных властей. «Текущая ситуация, когда региональные и местные власти, прежде всего в крупных городах, в условиях правовой неопределенности пытаются регулировать движение и стоянку автомобилей на местном уровне, не должна продолжаться вечно, — считает сопредседатель комитета по транспорту и таможне АЕБ в России Сергей Гусев. — Определение единых правил позволит ограничить инициативы местных властей».
Главное, чтобы не получилось по принципу «хотели как лучше, а получилось как всегда». А такой риск есть, потому что законопроект имеет дефекты, указывают эксперты. Самый главный — для местных чиновников не прописаны федеральные ограничения на федеральном уровне. А установить для начальников на местах рамки надо обязательно, иначе неизвестно, куда взлетит плата за проезд по «специальным» участкам дорог и не переусердствуют ли на местах с установкой шлагбаумов.
По мнению экспертов комитета, закон в нынешней редакции может привести к тому, что региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления будут принимать решения о создании платных парковок, а также о взимании платы за въезд транспортных средств в «зоны специальной организации дорожного движения», руководствуясь исключительно интересами пополнения своих бюджетов. Что приведет к «крайне негативным социально-экономическим последствиям».
По словам Сергея Гусева, необходимо добавить нормы, определяющие понятные и измеримые критерии (показатели), при которых допускается установление взимания платы, ограничений и запретов. И, соответственно, при каких условиях вводить плату нельзя ни в коем случае.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак уже предупредил авторов инициативы, что она станет объектом критики со стороны депутатов. «Думаю, ответственным лицам на местах нужно искать решения по развитию инфраструктуры, а не перекладывать вопрос на плечи граждан», — замечает парламентарий.
Граждане могут и смириться, рассчитывает первый заместитель генерального директора ВЦИОМа Константин Абрамов. «Эту проблему можно снять тщательной проработкой тарифов и продуманной информационной работой с населением», — пояснил он на совещании в Минтрансе.
ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ «ЗАМКАДЫШЕЙ»
В связи с написанием данного законопроекта прошла информация о том, что платным сделают въезд в Москву. Здесь, надо ли объяснять, борьба с пробками особенно актуальна. О том, как все будет организовано, мнения разделились. Конкретнее, по одной версии, в столичном департаменте транспорта желают сделать платным проезд по МКАД и ТТК. И это удовольствие оценивается в 200 руб. Согласно второй версии СМИ, сделать платным хотят пересечение то ли ТТК, то ли МКАД. Цена та же. В упомянутом департаменте на это ответили, что решение о введении платного въезда в Москву пока не принято и не будет приниматься без широкого общественного обсуждения. Так что о деталях говорить рано. Главное, чтобы оно не стало профанацией (если судить по соцопросам, инициативу надо отметать, как говорится, с порога). Однако, согласно сообщениям информагентств, в московской мэрии все же не исключили, что эксперимент по введению платного въезда в город действительно может начаться уже в марте 2015 года.
Ряд СМИ сообщили о том, что в Кремле уже все решили за граждан. И якобы одобрили введение платного въезда в столицу, и что эксперимент стартует в марте наступившего года. Как запасной вариант — в августе.
Источник агентства Интерфакс в мэрии заверил, что власти не собираются устанавливать шлагбаумы на въездах в столицу. Предполагается в случае ввода платы фиксировать движущийся в Москву автотранспорт при помощи специальных считывающих устройств. А затем автовладельцам отправят квитанции на оплату. Эксперимент в столице как раз и поможет отработать технологию взимания денег с населения, сказал также этот пожелавший остаться неизвестным чиновник. По его словам, если решение о платном въезде будет принято, первые квитанции автовладельцам придут уже в августе 2015 года.
По словам источника агентства, для принятия непопулярных мер, связанных с улучшением транспортной ситуации в Москве, неслучайно был выбран 2015 год. «Это продиктовано электоральными циклами — в 2016 году пройдут выборы в Государственную Думу, и вводить дополнительную финансовую нагрузку для населения было бы неразумно», — сказал чиновник. Впрочем, население и так уже страдает из-за роста цен и прочих финансовых неприятностей, так что непопулярное решение все же могут отложить до улучшения обстановки.
«Это схема, которая обсуждается в Евросоюзе и в Австралии много лет, — говорил на похожую тему на «круглом столе» в рамках форума «Транспорт России» директор института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. — Суть в том, что для каждого автомобиля в стране будет записываться трек, показывающий, сколько машина проехала и по какой дороге. А дальше потребителю придет счет как за электричество. Где дорога лучше — там подороже. Например, проехал по Бульварному кольцу — там копеечка будет побольше. Где дорога похуже — там подешевле. А на некоторых дорогах вообще ноль».
Правда, эксперт предположил, что Россия к этому придет вовсе не в нынешнем году, а «если не к 2020 году, то к 2030 году точно».
ЧЕМ ПОЗЖЕ, ТЕМ ДЕШЕВЛЕ
В Федерации автовладельцев России, тем временем, уже придумали, как все устроить. Эксперты направили в столичный департамент транспорта рекомендации по тарифам. Предлагается дифференцировать плату по времени суток, в которое автомобиль въезжает в город. Рекомендации, как сообщается, сформулированы по просьбе самих чиновников.
Согласно предложению, наиболее дорогим будет въезд в город с 8 до 11 часов. Это пиковое время, когда тариф составит 200 руб. (если исходить из озвученной ранее суммы). В два раза дешевле плату предполагается сделать с 6 до 8 часов и с 11 до 14 часов, вчетверо дешевле (50 руб.) — с 14 до 20 часов. Ночью же, с 20 часов до 6 утра, можно будет ездить по старинке — бесплатно.
В организации при этом подчеркнули, что автовладельцы не считают введение платного въезда эффективной мерой, а лишь посчитали, как эта мера может эффективнее помочь уменьшить пробки.
Эксперты ФАР, впрочем, указали чиновникам, что для введения платного въезда в город необходима более развитая инфраструктура общественного транспорта, чем та, которая существует в Москве сейчас. При этом эксперты крайне не рекомендуют вводить плату на въезд в отдельные районы, так как это лишь увеличит пробки.
По данным того же департамента транспорта, по Москве ежедневно ездят 2–2,5 млн машин. Немалому количеству водителей придется раскошелиться или вместе с пассажирами спуститься в метро, и без того перегруженное. А теперь остается представить, какой коллапс наступит в «подземке» — особенно в часы пик!
Для грузового транспорта, и так уже обложенного ограничениями в связи с передвижением по столице, новый побор означает дополнительные расходы, особенно если плата будет введена без дифференциации по времени. По традиции, новые издержки обязательно окажут влияние на и без того растущие цены товаров.
Источник: