Международный транспортный коридор «Север-Юг», который дает новые возможности для экономического развития России, Азербайджана, Ирана и Индии, эксперты считают способным полностью изменить систему транспортировки грузов в регионе.
МТК «Север-Юг» — один из крупнейших международных проектов, интерес к которому растет с каждым годом реализации проекта. Депутат Госдумы, руководитель межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан Дмитрий Савельев подтвердил, что это связано не только с существенными экономическими выгодами, но и с возможностями, которые МТК со всей его инфраструктурой дает для стабильного развития стратегически важного Каспийского региона. «Для России проект «Север-Юг» — это возможность увеличения товарооборота со странами Персидского залива и Индией, куда наша страна будет поставлять зерно, удобрения, сельхозтехнику, продукцию тяжелого машиностроения, — объяснил Дмитрий Савельев. – Азербайджан в качестве транзитной территории заработает сотни миллионов долларов исключительно на пропуске инфраструктурных потоков. Но прежде чем получить все это, необходимо создание инфраструктуры: новых дорог и портов, нового транспортного парка. На практике это означает не только тысячи рабочих мест непосредственно на строительстве, но и загрузку профильных предприятий машиностроения, металлообработки и так далее. Как пример – контракт, который заключил Азербайджан с «Уралвагонзаводом»: под новые объемы перевозки грузов стране необходимо большее количество транспорта. «Север-Юг» в качестве локомотивного проекта способен серьезно двинуть вперед российскую экономику. По оценке Института экономики РАН, только на подготовительном этапе благодаря реализации совместных торгово-промышленных цепочек с нашими ближайшими соседями, в том числе с Азербайджаном, Россия к 2028 году получит ускоренный потенциальный рост на 3% ВВП дополнительно. То же самое у Азербайджана: «Север-Юг» означает прекрасные перспективы развития экономики, а значит, стабильное развитие очень непростого геополитически региона. Общая заинтересованность в этом процессе, интеграционные проекты будут способствовать сохранению добрососедских отношений между всеми сторонами, укреплению тех абсолютно конструктивных контактов, которые сегодня существуют между Россией и Азербайджаном – и которые являются залогом развития и мира в Прикаспии».
На состоявшемся в конце прошлой неделе видеомосте Россия-Азербайджан эксперты также говорили о разноплановых выгодах сложившегося международного сотрудничества. В частности, экономист Александр Караваев заявил, что «Север – Юг» становится проекцией взаимных интересов России и ее партнеров друг на друга. «Связная транспортная инфраструктура создается на десятилетия. Поэтому МТК– это перспективный в будущем макроэкономический узел, завязанный на множество сопряженных систем: обрабатывающая промышленность,
электроэнергетика, связь, туризм. А первым и главным элементом в реализации данного проекта является развитие отношений в треугольнике Баку-Москва-Тегеран. Полагаю, что в ходе предстоящего саммита в трехстороннем формате, который состоится в августе в Москве, будут рассмотрены главные тренды сотрудничества трех стран», — спрогнозировал эксперт.
В свою очередь директор центра «Каспий – Евразия» Ксения Тюренкова продемонстрировала на примере Астрахани серьезное влияние проекта на российские регионы. «Сегодня мы живем в новой реальности, с новыми вызовами. Нынешняя Астрахань – это судостроительный кластер транспортного и пассажирского, промыслового флота. В Астрахани есть предприниматели, которые хотят выйти на иракский рынок, которые хотели бы больше сотрудничать с Азербайджаном. «Север-Юг» может быть использован в процессе интеграции Прикаспия, поскольку приграничные регионы всегда в большей степени участвуют в таких проектах, они заинтересованы напрямую», — рассказала Ксения Тюренкова.
Азербайджанские эксперты в полной мере солидарны со своими российскими коллегами. Например, экономист Эмин Алиев подчеркнул, что Азербайджан уже опирается на сотрудничество с регионами России и в дальнейшем и роль в укреплении отношений на государственном уровне будет только расти: «Это и Астраханская область, и Краснодарский край и Ставрополье, и республики Северного Кавказа. Подобные форматы необходимо расширять, и я думаю, чем глубже будет продвигаться это сотрудничество, тем более активной станет экономическая деятельность МТК «Север-Юг», — подчеркнул он. Профессор Азербайджанского государственного экономического университета Эльшад Мамедов также уверен, что проект послужит укреплению отношений стран Прикаспия, в первую очередь – между Россией и Азербайджаном. Эксперт особо выделил схожесть основных направлений экономик двух стран и их нацеленность в настоящее время на развитие ненефтяного и высокотехнологичного секторов. Реализация МТК «Север-Юг», по мнению Эльшада Мамедова, в полной мере отвечает этой задаче за счет стимуляции развития промышленного сектора.
Общественные организации также дают самую высокую оценку перспективам полноценного запуска МТК «Север-Юг». «Развитие инфраструктуры всегда повышает связанность между странами, снижает транспортные издержки и создает новые пространства. Все это, в свою очередь, способствует развитию гуманитарных контактов, которые становится значительно проще осуществить, — комментирует руководитель Центра РАД Наталия Красовская. – Кроме того, возникает больше условий для того, чтобы люди из разных стран общались друг с другом, узнавали больше о быте и культуре, завязывали дружеские отношения. Поэтому работа над проектом «Север-Юг» важна не только для укрепления экономики, но и для укрепления добрососедских отношений между Россией и Азербайджаном».
Источник: