Ежегодный крупнейший ралли-рейд завершился убедительной победой «голубой армады». Два первых места, после прошлогоднего поражения, убедительно доказали превосходство «КАМАЗ-мастера». Как обычно, победа далась очень непросто…
В нынешнем «Дакаре» приняло участие 316 транс-портных средств из 59 стран, в том числе 50 спортивных грузовиков. В грузовом зачете, кроме «камазовцев», на подиум претендовало не менее десяти топ-экипажей. Участники марафона преодолели почти 9000 км по территории Парагвая, Боливии и Аргентины.
Экипаж Эдуарда Николаева подошел к гонке с верной стратегией и потому заслуженно завоевал первое место
«КАМАЗ-мастер» выставил четыре боевых экипажа: №501 (А. Мардеев, А. Беляев, Д. Свистунов); №505 (Э. Николаев, Е. Яковлев, В. Рыбаков); №513 (Д. Сотников, Р. Ахмадеев, И. Леонов); №515 (А. Шибалов, Р. Аматыч, И. Романов).
Основным соперником считалась команда Petronas-Iveco во главе с Жераром де Роем. Как и в прошлом году, он пилотировал капотный Iveco Powerstar с «родным» двигателем Cursor 13, «разогнанным» до 900 с лишним лошадиных сил. Кроме него, на победу претендовали еще два бескапотника Trakker с аргентинцем Федерико Вильягрой и Вуф Ван Гинкелем из «Гинафа».
Невзирая на слаженную профессиональную команду, Жерара де Роя подвел прокол колеса
Им в затылок «дышала» не менее именитая VekaMAN с Хансом Стейси (чемпионом «Дакара — 2007») и Питером Верслуисом. Поддержку команде традиционно оказывает головной концерн. Вдобавок в их рядах появилось еще одно известное имя: казахстанский Артур Ардавичус перешел сюда из «Татры».
Сама Tatra тоже, конечно, была активно настроена на победу. Алеш Лопрайс выступал на новой машине по прозвищу «Королева». Построенная на агрегатах новейшей серии Phoenix, вместо родного двигателя PACCAR она оснащена спецверсией Buggyra Gyrtec MK16 с турбонагнетателем Schwitzer мощностью 950 л. с. Компанию ему составлял опытный «дакаровец» Мартин Коломы, ранее много лет водивший чешский LIAZ.
Шестое место в шестом «Дакаре» для МАЗа — хорошая тенденция
Двигатели этой фирмы, на базе 13-литровых Caterpillar, кстати, становятся основными у многих участников ралли-рейда: ими были оснащены и белорусские МАЗы, и часть наших КАМАЗов. Это связано с вводимым в 2018 году ограничением объема двигателей тринадцатью литрами.
Белорусы традиционно выступили тремя экипажами: Сергей Вязович и Алексей Вишневский пилотировали новейшие версии с моторами Gyrtech, а Александр Василевский выступал на грузовике предыдущего поколения с тутаевским дизелем, доведенным на ММЗ.
Новая «королева» не оправдала ожиданий Алеша Лопрайса, в итоге — седьмое место
Из других участников следует отметить голландского пилота Мартина Ван ден Бринка из команды MKR Adventure на капотной Renault Sherpa. Примечательно, что на этом «Дакаре» явно прослеживалась тенденция использования капотников: помимо нескольких «Татр», «Унимогов» и «Шерпы», здесь впервые стартовали сразу две капотных Scania T. А вот камазовцам пришлось оставить дома свой новейший капотник: сейчас он остался без двигателя, а арендованный же, по словам Владимира Чагина, не позволит использовать необходимые программы для настройки, а также производить оперативный ремонт и обслуживание во время гонки.
В этот раз марафон оправдал ожидания участников в гораздо большей, чем раньше, мере. Организаторы, несмотря на отсутствие «песчаных» и «пустынных» Чили и Перу, смогли разработать довольно сложный и разнообразный маршрут и несколько реабилитироваться за пресные и скучные прямики прошлых лет, напоминавшие не ралли-рейд, а классическое ралли. Интриги добавляли чисто местные высокогорные дюны. Высокие, с очень рыхлым песком, да еще расположенные на высоте около 4000 метров, они устроили серьезную проверку двигателям — тем не хватало воздуха.
Добавило проблем гонщикам и нововведение этого года — дополнительные WPC (видимые контрольные точки). Из-за них многие экипажи, в том числе и наши, изрядно поплутали, потеряв драгоценное время.
Конечно, были претензии и к составлению «легенды». Так, наш Антон Шибалов рассказывал: «К роуд-буку очень много вопросов, причем у многих участников. Привязки к высохшим руслам, когда их сотни и сотни кругом, весьма условны. Это не навигация, а лотерея…»
Смена марки с «Татры» на МАN пока не принесла успеха Ардавичусу
Как водится, в борьбу неожиданно вмешались погодные условия: начальные дни отмечались необычайной жарой, доходившей до +49 °С в тени, а затем все сменилось невиданными ливнями. Колоссальное количество осадков привело к неожиданностям: ливни на одном из участков в Боливии размыли трассу и сделали ее непригодной для прохождения в боевом режиме, так что этап был сокращен: машины не проходили вторую часть спецучастка после зоны нейтрализации. В провинции Жужуй было эвакуировано около 1000 человек, и из-за размывания дорог был вообще отменен девятый этап.
Из-за погоды нынешняя гонка была в основном «водно-грязевой»
В результате гонка получилась тяжелой, борьба — напряженной и очень зрелищной. Всю первую половину состав ведущей пятерки постоянно тасовался, а разрыв между участниками первой десятки грузовых экипажей составлял не больше десятка минут.
Капотники все активнее пробивают дорогу к подиуму, особенно на скоростных участках
Путь «КАМАЗ-мастера» к очередной победе был очень непростым. Отрыв соперников после трех четвертей пути был всего лишь в нескольких минутах друг от друга. Судьба гонки решалась практически на последних этапах. При примерно одинаковом состоянии машин и уровне пилотов решающим фактором стали навигационные навыки штурманов экипажей. И высокая репутация «КАМАЗ-мастера» оказалась на высоте — первое и второе места достались им. Третьим пришел раздосадованный Де Рой — из-за прокола колеса он потерял всего около получаса на предпоследнем участке, и этого оказалось достаточным.
Капотная Renault Sherpa выглядит грозно, но пока не блещет результатами
Надо также отметить результат белорусов. Они, невзирая на технические трудности (у них неоднократно отказывал компрессор топливного насоса), в очередной раз улучшили свой результат. Шестое их участие в гонке привело к шестому же месту в грузовом зачете экипажа №522 под управлением Александра Василевского. Похоже, совсем скоро белорусская «красная армада» составит достойную конкуренцию российской «голубой».
Источник: