Компания DAF Trucks завершила обновление линейки своих грузовиков. Если помните, летом этого года на рынок были выведены модернизированные магистральные грузовики серий CF и XF. Тогда как в сентябре нас пригласили на презентацию обновленных машин серий CF и XF для строительного сектора, а также обновленного развозного грузовика серии LF
DAF Trucks MY2017. Полная масса: свыше 16 т. Начало продаж: ноябрь 2017 г.
Сразу сделаю небольшую ремарку. Все обновления касаются машин, отвечающих нормам Евро-6. Новые магистральные версии были выведены на западноевропейский рынок в июне этого года, те машины, о которых будет идти речь в данном материале, доступны для заказа начиная с ноября.
Когда стало известно, где намечено проводить тест-драйв (Сиджес, Испания), у меня на спине непроизвольно выступил холодный пот. Дело в том, что площадка, на которой находятся тестовые грузовики, располагается на побережье, рядом с причальной стенкой яхт-клуба, и для того чтобы выехать на трассу, нужно пробраться по улочке, сплошь заставленной легковушками. «Шаг влево» — поцарапаешь легковушку, «шаг вправо» — обдерешь кабину ветками деревьев. В общем, как-то так. Слава Богу, и на этот раз все обошлось без происшествий, однако подобное занятие не для слабонервных.
«ГОЛОПОМ ПО ЕВРОПАМ»
Поскольку часть нововведений, предложенных для магистральных грузовиков, распространяется и на строительные версии, то не лишним будет вкратце напомнить о них еще раз.
Итак, все новые грузовики DAF гарантируют повышение экономии топлива до 7 % за счет инновационных силовых агрегатов с функцией «даунспидинга».
DAF CF 8×2 с поддерживающей осью с электрогидравлическим управлением. Дополнительно такая ось может быть оснащена регулируемой по высоте пневматической подвеской
В рамках концепции DAF Transport Efficiency двигатели PACCAR MX-11 и MX-13 подверглись полному переосмыслению. При их разработке упор был сделан на снижение оборотов двигателя (т. н. «даунспидинг»). Более низкие обороты приводят к снижению расхода топлива. В то же время был значительно увеличен максимальный крутящий момент двигателей. Теперь он доступен уже при 900 мин-1.
Мощность практически всех силовых агрегатов была увеличена на 10–20 л. с., тогда как крутящий момент всех новых двигателей стал выше на 50–200 Нм. Более того, компания DAF применила на новых CF и XF принцип «нескольких значений крутящего момента», что позволяет добиться дополнительных 100–150 Нм на высшей передаче. В результате становится возможным намного дольше двигаться на ней, что, в свою очередь, оптимизирует расход топлива и повышает эффективность использования транспортного средства. Более подробный рассказ о новых двигателях DAF читайте в 5-м номере журнала «Автопарк».
Обновленный интерьер кабины DAF CF
В базовое оснащение новых CF и XF входят роботизированные КП TraXon производства компании ZF: стандартные 12-ступенчатые и поставляемые на заказ 16-ступенчатые. Важную роль в повышении эффективности использования топлива играют использование масла низкой вязкости и применение подшипников ступиц с малым коэффициентом трения. Все вышесказанное добавляет в копилку экономии еще около 2 %.
Для новых CF и XF специально разработана компактная система нейтрализации отработавших газов (EAS). Ее габариты позволяют увеличить дорожный просвет и освободить дополнительное монтажное пространство на шасси. Решение удобно для кузовостроителей, у которых появилась возможность дополнительной подготовки для монтажа разных надстроек. Такое решение позволяет экономить еще 0,1 % топлива.
Ко всему прочему такая система имеет меньшую массу (примерно на 50 кг). За счет ряда дополнительных мер, включая оптимизацию массы двигателя и шасси, собственная масса новых CF и XF снижена в общей сложности на 100 кг (для тягача с колесной формулой 4х2).
Так выглядит схема управления задней поддерживающей осью
Внешний вид автомобилей остался узнаваемым, но изменился в деталях: обновленный логотип DAF на передней панели, вставки под алюминий в нижней части бампера, перфорация на металлических панелях решетки (серия XF) — все это отличительные черты грузовиков нового поколения.
Для оптимизации аэродинамических характеристик конструкторы усовершенствовали солнцезащитный козырек, добавили заглушки на решетке радиатора, обтекатель на стыке кабины и бампера. Кроме того, новый XF получил видоизмененные колесные арки. Результат — снижение расхода топлива на 0,5 %. Еще 3 % экономии получено за счет обновления силовой линии.
Коротко о рабочем месте водителя. Как и прежде, новые CF и XF служат примером высокого уровня комфорта благодаря максимально удобному доступу в кабину и увеличенному внутреннему пространству. Новые оттенки оформления приборной панели, сидений, шторок, матрасов, а также задней и боковой стенок кабины придают салону уют и функциональность. Особого упоминания заслуживает новая система управления климатом. Режим энергосбережения обеспечивается благодаря особому алгоритму работы кондиционера. Для обогрева кабины во время остановок и ночью система использует остаточное тепло от двигателя.
Управление грузовиком с тремя управляемыми осями требует некоторой сноровки
И несколько слов об электронных помощниках и элементах безопасности. К примеру, расширенный функционал ассистента водителя включает функцию экономичной езды EcoRoll (движение накатом), которая теперь объединена с круиз-контролем. В обновленных грузовиках нашел применение новый элемент безопасности — TINCAN. Суть его в том, что при фронтальном ударе в случае ДТП кабина может сместиться назад на 400 мм, тем самым обеспечив водителю спасительную зону безопасности.
ДЛЯ СТРОИТЕЛЕЙ И НЕ ТОЛЬКО
Теперь о тех нововведениях, которые были припасены на осень. По большей части они касаются элементов шасси и трансмиссий.
Начнем с шасси. Одно из важнейших усовершенствований — это новая поддерживающая ось, которая устанавливается как на тягачи, так и на шасси, обеспечивая грузовикам максимальную маневренность.
Новая поддерживающая ось оснащена электрогидравлической системой рулевого управления (EHS), которая легче на 30 кг, а потому обеспечивает дополнительную полезную нагрузку. Рулевое управление теперь отличается отменной точностью, ведь EHS непрерывно рассчитывает оптимальный угол поворота задних колес на основе скорости и колесной базы грузовика. Преимущества такой системы рулевого управления особенно заметны при маневрировании и движении в плотном транспортном потоке городских улиц. Минимальные потери за счет трения и активация насоса рулевого управления только при выполнении поворотов обеспечивают дополнительное снижение расхода топлива на 1 %.
При движении со скоростью выше 40 км/ч ось блокируется в прямом положении, гарантируя максимальную курсовую устойчивость автомобиля и дополнительную экономию топлива. Кроме того, система рулевого управления поддерживающей оси состоит из значительно меньшего числа компонентов, что обеспечивает долговечность и надежность оси.
Новая управляемая поддерживающая ось устанавливается на шасси и тягачи 6×2, а также на шасси 8×2. На моделях 6×2 CF и XF FAN система EHS дополнительно оснащается новой пневматической подвеской, с помощью которой можно быстро опустить ось на 90 мм или поднять на 185 мм для быстрой и надежной загрузки/разгрузки съемного кузова.
Смещение кабины при фронтальном ударе на 400 мм многим теперь спасет жизнь. А это именно тот самый элемент конструкции, с помощью которого обеспечивается смещение
Компания DAF также представила новую 10-тонную поддерживающую ось с двойной ошиновкой, статическая грузоподъемность которой не менее 34 тонн. Это особенно важно при загрузке и разгрузке тяжелых контейнеров. Собственная масса новой оси снижена на 25 кг. В сочетании с другими особенностями новых CF и XF, направленными на снижение массы, можно добиться увеличения полезной нагрузки в целом на 125 кг.
Новая поддерживающая ось DAF с двойной ошиновкой колес устанавливается на тягачи и шасси 6×2, а также на шасси 8×2.
Переходим к трансмиссии. Специально для автомобилей, часто эксплуатируемых в условиях бездорожья, компания DAF представила новые приводные тандемные тележки с колесными редукторами (HR1670T). Эти сдвоенные оси оснащаются совершенно новым чугунным картером ГП, масса которого снижена на 60 кг.
Для еще большей экономии топлива теперь доступны более низкие финальные (ГП + колесный редуктор) передаточные числа (3,46; 3,61 и 3,76). Они позволяют двигателю работать на более низких оборотах. Чтобы обеспечить минимальные эксплуатационные расходы, интервалы замены масла новых сдвоенных осей увеличены до 3 лет или 450 000 км.
Новые приводные тандемные тележки вкупе с колесными редукторами устанавливаются на тягачи и шасси 6×4 и 8×4 для тяжелых условий эксплуатации.
С новыми силовыми агрегатами отныне будут поставляться задние мосты с передаточным числом главной передачи 2,05, что позволит двигаться с постоянной средней скоростью 85 км/ч при частоте вращения коленчатого вала двигателя 1000 мин-1 (в зависимости от спецификаций силового агрегата). Специально для дифференциалов задней оси нового поколения была изменена конструкция зубчатого колеса и шестерни, что гарантирует не только оптимальный срок службы и отменную производительность, но и чрезвычайно низкий уровень шума.
Немного о специальных исполнениях. Для европейского рынка предложено легкое шасси для миксера — CF FAD 8×4. Теперь оно поставляется со сдвоенными 19-тонными осями с одним редуктором (SR1132T) и двумя 7,1-тонными передними осями. За счет оптимизации системы рулевого управления и подвески, использования в тормозной системе дисковых тормозных механизмов и нового компактного блока EAS с вертикальной выхлопной трубой собственная масса такого облегченного грузовика составляет всего 9150 кг, своеобразный эталон в своем классе. Это шасси оснащается новым двигателем PACCAR MX-11 мощностью 370–450 л. с.
Компания DAF разработала важные улучшения шасси, гарантирующие идеальную совместимость с оборудованием производителей кузовов. Новые модули крепления кузова (BAM) значительно ускоряют установку кузова-фургона, тяжелого крана, самосвала или подъемника с крюком.
Еще одно нововведение — инновационная система мониторинга зарядки АКБ, сокращенно BEM. Эта поставляемая на заказ система использует датчик для точного измерения состояния заряда аккумуляторной батареи; к тому же она может учитывать условия окружающей среды, тем самым гарантируя требуемую степень готовности автомобиля к работе. Попутно можно заказать установку мониторинга давления в шинах. Такая система обеспечивает их уменьшенный износ и улучшение топливной экономичности грузовика.
Тандемные тележки могут быть как с колесными редукторами (для тяжелых условий работы — снимок сверху), так и без оных
Из практичных вещей для строительных исполнений стоит отметить наличие нижних подвижных ступеней, угол въезда в 25°, ступеньку на кабине и ручки на крыше (для осмотра самосвального кузова), прямые балки передних осей с клиренсом 400 мм, вертикально вытянутые воздухозаборник с циклонным фильтром и выпускную трубу, а также установку светодиодных задних фонарей.
В качестве объектов исследования были выбраны 4-осный (тридем) бортовой грузовик с КМУ CF450 FAQ 8×2 и седельный тягач CF530 FTT 6×4 с самосвальным полуприцепом. Из особенностей первого стоит отметить 3 управляемых оси, из которых одна была с электроприводом. Не скрою, к машине пришлось приноравливаться, поскольку ее поведение в повороте отлично от привычных «тридемов». Неоспоримо только одно: машина получилась маневренной, а управление — это дело навыка. Ко всему прочему по плавности хода «тридемам» нет равных, во всяком случае, для меня.
Кто-то ратует за полную тишину в кабине, я же просто наслаждался легким рокотом 530-сильного мотора седельника с полуприцепом, особенно его реакцией на педаль акселератора. Наличие за плечами 40 тонн хоть и ощущалось, но только как бесплатное приложение. Хорошо подобранный маршрут позволял использовать все возможности машины, в том числе и ретардер. Его работу стоит признать безукоризненной, как и всей сцепки в целом.
НОВЫЙ LF
Одним из основных нововведений для DAF LF стал новый двигатель PACCAR PX-4 объемом 3,8 л, который поставляется на модели LF массой 7,5 т с двумя вариантами номинальной мощности (156 и 172 л. с.) и максимальным крутящим моментом 500 и 600 Нм соответственно при частоте вращения коленчатого вала двигателя 1200–2000 мин-1. Кстати, за основу этого мотора был взят двигатель Cummins, производимый в Китае и доработанный в Англии. Новый двигатель разработан специально для грузовиков DAF LF City, предназначенных для внутригородских перевозок легких грузов.
Обновленный DAF LF с мотором PACCAR PX-4. Клиентам могут быть предложены и более мощные моторы PX-5 и РХ-7, как и широкий ряд коробок передач, включая автоматическую Allison
Большую мощность обеспечивают двигатели PACCAR PX-5 объемом 4,5 л (184–213 л. с.) и PX-7 объемом 6,7 л (234–325 л. с.). Эти двигатели подверглись усовершенствованиям в конце 2016 года, включая обновление программного обеспечения и оптимизацию терморегуляции и управления воздушными потоками. В результате максимальный крутящий момент обоих двигателей на 5–12 % выше по сравнению с предыдущими моделями, при этом он доступен при частоте вращения на 100–200 мин-1 ниже, чем раньше. Максимальный крутящий момент двигателей PX-5 и PX-7 теперь равен 850 Нм (при 1200–1500 мин-1) и 1200 Нм (при 1100–1700 мин-1) соответственно. Мощность двигателя PACCAR PX-7 увеличилась на 11 л. с.
За счет использования новых, более низких передаточных чисел главной передачи (до 3,31) частота вращения коленчатого вала двигателей снижена на 150–200 мин-1 при движении с постоянной средней скоростью. В сочетании с усовершенствованиями двигателя такая оптимизация силового агрегата обеспечивает экономию топлива до 6 %, а комфорт водителя значительно повышается благодаря более низкому уровню шума двигателя.
Компания DAF предложила широкий выбор 5-, 6-, 9- и 12-ступенчатых механических и автоматических трансмиссий, устанавливаемых на новые грузовики LF. Помимо этого, поставляются полностью автоматические коробки передач фирмы Allison.
Комплектацию DAF LF можно подобрать с учетом любых индивидуальных требований, чему способствует широкий выбор доступных вариантов колесной базы длиной до 6,9 м. Такое решение позволяет устанавливать кузова длиной более 9 м. Более того, длинная колесная база означает возможность установки топливного бака объемом до 1240 л. Эта особенность серии LF не имеет аналогов на рынке. В результате автомобиль LF будет иметь еще больший радиус эксплуатации, а водитель сможет останавливаться для дозаправки там, где цены на топливо ниже.
Внутреннюю отделку нового LF отличают теплые тона, придающие домашний уют, и обновленный дизайн информационной панели
К повышению совместимости грузовиков LF с оборудованием производителей надстроек относятся новые модули крепления, которые упрощают их установку. Кроме того, теперь доступна специальная подготовка для установки кузовафургона с гидробортом, цистерны или самосвала с подрамником. Многовариантность достигается и за счет сочетания более длинной колесной базы и более короткого заднего свеса, что значительно упрощает установку кузова мусоровоза.
С точки зрения дизайна новый LF многое перенял от новых CF и XF. Прежде всего, в глаза бросаются привлекательные хромированные декоративные полосы на облицовке радиатора и новая панель с логотипом DAF со стильными хромированными очертаниями.
Еще одной особенностью обновленной серии LF стала дверь со стороны пассажира с более низким окном. Такое расположение окна гарантирует водителю оптимальную видимость сбоку со стороны пассажира, что весьма важно в городской среде.
Внутреннюю отделку нового LF отличают теплые оттенки, которые создают атмосферу домашнего уюта. Дизайн информационной панели водителя (DIP) на новых автомобилях также обновлен.
Этот DAF XF отличает 10-тонная поддерживающая ось с двускатной ошиновкой
В стандартную комплектацию DAF LF (автомобили с полной массой от 8 т и пневматической подвеской задней оси) входят усовершенствованная система аварийного торможения (AEBS), предупреждение о лобовом столкновении (FCW), система адаптивного круиз-контроля (ACC) и система предупреждения о покидании полосы движения (LDWS).
Компания DAF также предлагает для новой серии LF систему DAF Connect. Эта инновационная система управления парком техники позволяет оператору грузоперевозок в режиме реального времени отслеживать показатели производительности водителя и автомобиля.
В качестве «подопытного» подвернулась машина с аэродинамическим фургоном. Из особенностей этого исполнения стоит отметить двигатель PACCAR PX-5 мощностью 213 л. с., 6-ступенчатую роботизированную коробку AS Tronic и пневматическую подвеску задней оси. Загрузка была практически полной. Несмотря на небольшой отрезок маршрута (всего 15 км), попотеть пришлось изрядно. Узкие улочки Сиджеса не давали расслабиться ни на минуту, в дополнение к неизвестно откуда выскакивающим скутерам.
С первых минут поездки поразила разгонная динамика грузовика. Подобной прыти от груженой машины никак не ожидалось. По ходу движения также были отмечены низкий шум в кабине и отменная маневренность, позволяющая без проблем вписываться в извилистый коридор из маленьких улочек прибрежного городка. Собственно, это то, чем и должен отличаться развозной грузовик. В общем, машина удалась.
Об обновленных грузовиках серии XF мы уже вели разговор. Визуально освежаем в памяти их отличия
Источник: