Дифференциал – это устройство, которое предназначено для расщепления одного потока мощности на два независимых (или, наоборот, на сложение двух в один). Поскольку большинстве транспортных средств источник энергии один (то есть мотор), а ведущих колеса два, то в них приспособление также применяется. Поговорим подробнее, что это такое, каковы назначение и конструктивные особенности дифференциала, а также какие чаще всего встречаются неисправности.
Для чего нужен дифференциал в автомобиле
Узел выполняет 2 задачи:
- расщепляет один поток энергии на два разных;
- обеспечивает вращение ведущих колес транспортного средства с разной частотой.
С первым пунктом все понятно: источник вращения в транспортном средстве один, ведущих колес два (в случае с вездеходами или полноприводными автомобилями даже больше). Зачем же нужна разная скорость вращения? Это необходимо в первую очередь на поворотах. Если бы при их выполнении колеса вращались одинаково, машина попросту опрокинулась бы. Дифференциал разрывает жесткую связь между двумя частями ведущей оси и тем самым:
- повышает КПД авто;
- снижает расход топлива;
- предотвращает явление паразитной циркуляции мощности, которое возникает, если частота вращения колес не согласована;
- делает более надежным сцепление ведущих колес и дорожного покрытия.
Иными словами, узел обеспечивает разное вращение двух элементов или разделяет 1 поток вращения на 2 и более. Отсюда и его название – слово «differentia» в переводе с латинского языка означает «разница».
Как устроен дифференциал
В основе всех дифференциалов лежит планетарная передача, поскольку только она может обеспечить эффективное решение задач этого узла. Она представляет собой набор связанных друг с другом зубчатых колес. При этом их расположение очень напоминает расположение планет любой звездной системы: одна шестерня в центре находится, вокруг нее вращаются несколько других, а всю конструкцию опоясывает зубчатое кольцо. Именно в силу этого конструкция получила свое название.
Классическим межколесным дифференциалом считают трехзвездный. Он подразумевает использование 3 шестерен. Если взглянуть на фото разобранного устройства, можно увидеть, что оно состоит из следующих элементов.
- Коробка (также деталь называют чашка, водило). Корпус, в котором располагаются шестерни. Он служит ведущим звеном конструкции, так имеет зубцы на внутренней поверхности.
- Сателлиты. Представляют собой пару маленьких шестеренок, расположенных на одной оси и вращающихся в одной плоскости.
- Солнца. Так называют ведомые шестерни.
- Ведущая шестерня. Передает вращение с коробки передач на приспособление.
На традиционных заднеприводных транспортных средствах узел располагается на заднем мосту. На переднеприводных он находится на переднем мосту. А на транспорте, который имеет полный привод, 2 дифференциала – один на переднем, второй на заднем мосту.
Как работает дифференциал
Рассмотрим, принцип функционирования дифференциального механизма на примере того, как реализуется его работа в разных условиях передвижения машины.
- Прямое. Здесь колеса обязательно должны одинаково вращаться. Это значит, что узел не должен изменять их скорость. Поэтому сателлиты не производят оборотов вокруг своей оси – они просто передают вращение.
- Поворот. При осуществлении поворота внутренне колесо испытывает большую нагрузку. Это воздействует на сателлиты, в результате чего они приходят в движение. Затем, используя коническую передачу, заставляют второе колесо передвигаться в большей скоростью и своевременно преодолеть большее, чем у внутреннего, расстояние. Таким образом, поворот выполняется согласованно и без буксования.
Подобный принцип работы имеет и недостатки, которые проявляются при пробуксовке. Во время нее одно из колес также испытывает нагрузку. Дифференциальный механизм из-за этого передает больше вращения на второе. Иногда это приводит к почти полной остановке первого колеса, имеющего хороший контакт с дорогой. Такое затруднение устраняют двумя различными способами:
- ручной блокировкой;
- установкой системы курсовой устойчивости.
Наглядно посмотреть на работу устройства можно, воспользовавшись трехмерной кинематической схемой, где все его составные части продемонстрированы в движении и взаимодействии между собой.
Виды дифференциалов
Дифференциальные механизмы бывают нескольких разновидностей. Деление производят по определенным факторам.
В зависимости от геометрии шестерен, которые входят в состав устройства, оно может быть:
- коническим;
- цилиндрическим;
- червячным.
Наиболее распространен 1-й тип.
По особенностям конструкции приспособление делят на следующие разновидности.
- Традиционный (еще его называют свободным). Классическое устройство с минимумом конструктивных элементов, описанное выше.
- Двойной. Более сложный вариант конструкции. По сути, имеет по дифференциалу на каждой полуоси, на которые крутящий момент поступает из редуктора.
- Квайф. Более совершенная схема, которая была изобретена в 1965 году. Имеет на 1, а 5 пар сателлитов. Подвержена сильному износу со временем. Обеспечивает разделение крутящего момента почти в любых условиях передвижения.
- Торсен. Червячный дифференциал, разработанный в 1950-х годах. Шестерни, которые находятся на полуосях, образуют с сателлитами червячную пару, которая и обеспечивает разницу вращения. Является одной из самых надежных конструкций, способной выдержать серьезные нагрузки. В настоящее время используется усовершенствованная версия Торсен.
В зависимости от типа корпуса устройство может быть:
- открытым – в чашке имеются прорези, отверстия;
- закрытым – чашка целостна, не имеет отверстий.
В зависимости от типа стабилизации работы устройства делят на следующие виды.
- С дисковой блокировкой. Конструкция предусматривает наличие дисков, которые разобщают шестерни. В результате вращение колес выравнивается. Подобная механика особенно эффективна при пробуксовке.
- Кулачковый. В данном случае шестерни разобщаются с помощью кулачковых муфт.
- Вискомуфтный. В конструкции имеется так называемая вискомуфта – 2 блока, расположенных в вязкой жидкости. Одна соединен с ротором, вторая с полуосями. При существенной разнице во вращении блоков жидкость становится более вязкой. За счет этого скорость стабилизируется.
Перечисленные межосевые дифференциалы называют активными, поскольку они чувствительны к крутящему моменту и могут самостоятельно разобщать сателлиты.
Дифференциальные механизмы могут различаться и по реализации блокировки. Она бывает 2 видов.
- Ручная. Осуществляется по команде водителя транспортного средства из салона авто.
- Автоматическая (еще ее называют электронной). Блокировку здесь выполняет ЭБУ. Это происходит автоматически, без участия водителя, на основе показаний датчиков.
Преимущества и недостатки
Применение дифференциального механизма имеет как преимущества, так и недостатки. К основным плюсам можно отнести следующие.
- Возможность безопасного и эффективного выполнения поворотов. При отсутствии устройства в конструкции автомобиля транспортное средство пробуксовывало бы на них. Это привело бы к существенному снижению маневренности, а также к значительному повышению нагрузки на трансмиссию и другие узлы машины.
- Надежность. Устройство способно выдержать существенные нагрузки.
А это – минусы узла.
- Необходимость блокировки в некоторых условиях передвижения. Уже говорилось, что при пробуксовке дифференциал может почти остановить колесо, сохранившее надежное сцепление с покрытием. Это требует блокировать его в некоторых условиях. К ним можно отнести передвижение по льду, снегу, сложным дорогам.
- Необходимость следить за состоянием узла. Конструкция испытывает значительные нагрузки во время передвижения транспортного средства. Поэтому со временем ее элементы изнашиваются. Это требует от водителя постоянно следить за их состоянием и менять на новые при сильном износе.
Возможные неисправности и как их устранить
О том, что дифференциал неисправен, могут свидетельствовать следующие признаки:
- шум во время работы устройства;
- удары во время передвижения транспортного средсва;
- стук во время езды;
- протекание смазки.
К наиболее распространенным неисправностям устройства можно отнести следующие.
- Заклинивание моста. Вызывается смещением оси сателлитов. Неисправность проявляется в полной неспособности задних колес вращаться или неравномерном вращении. Проблема решается разборкой дифференциального механизма и установкой сателлитов на место.
- Протечка масла. Если в дифференциал попадают излишки масла, это приводит к повышенным нагрузкам на его конструктивные элементы. В результате происходит их повышенный износ. Решается проблема устранение протечки.
- Повреждение подшипника. Может быть вызвано износом. Решается полной заменой подшипника.
- Износ зубцов шестерен. Происходит естественным образом из-за повышенных нагрузок. Тоже решается путем замены изношенной детали.
В некоторых случаях элементы с признаками износа менять не обязательно. Это касается в первую очередь шлицев, опорных шайб, сателлитов. Иногда бывает достаточно подшлифовать их наждачной бумагой. Однако такие действия возможны только при малой степени износа. Если он значительный, все-таки требуется полная замена.