Без малого 100 тыс. км составляет пробег крупногабаритных шин Michelin XTRA Defend на момент очередного отчета. «Автопарк» продолжает наблюдение за первыми в России испытаниями новой модели радиальных шин для шарнирно-сочлененных самосвалов в реальных условиях эксплуатации.
По факту имеем 98 200 км пробега, но по итогам ожидаем не менее 120 000. Прирост ресурса по сравнению с моделью-предшественницей X-Super Terrain+, эксплуатирующейся в тех же условиях, может составить больше 30%. Следствием такого успеха может стать падение продаж, считает Юрий Воронков, генеральный директор ООО «Торговая компания Раут», официального дилера «Мишлен». «Огромное количество работы и ноль прибыли, настоящий антибизнес, — рассуждает эксперт. — Дилеру в нашем случае даже на шинном сервисе не заработать. Взять, к примеру, косметический ремонт: боковина покрышек уже далеко не новая, многочисленные поверхностные порезы имеются, но они неглубокие — всего 2–3 мм и фатального вреда не представляют. Останавливать машину и делать шинную косметику в данном случае не имеет смысла».
Слева: после ротации износ шин заметно выровнялся. Справа: множественные поверхностные порезы — неглубокие, опасности не представляют.
40‑тонный шарнирно-сочлененный самосвал Volvo А40, получивший в сентябре 2017 года комплект новых крупногабаритных шин Michelin XTRA Defend, эксплуатируется в Карагайском карьере — крупнейшем на Урале месторождении магнезита. Загрузка породы в забое, выезд на поверхность, несколько километров по технологической дороге, выгрузка, а затем обратно тем же маршрутом. Плечо отката варьируется от 0,8 до 7,7 км. В зимний сезон пробеги шарнирно-сочлененных машин обычно растут. Им перепадает работа от снятых с линии жесткорамных самосвалов (Cat 773). Cпаренным колесам жесткорамников на снежных и скользких дорогах не хватает сцепления дорогой, они часто буксуют, тяжелее становится управление, растет вероятность аварии. А вот шарнирно-сочлененные самосвалы работают в любую погоду одинаково.
Динамика износа 1,72 км на 1 мм глубины протектора стабильна в течение года.
Следить за шинным хозяйством парку помогают специалисты компании «Раут» и техникокоммерческие специалисты «Мишлен» в регионе. Инженеры контролируют условия работы самосвала, проводят замеры, дают советы, как увеличить ходимость шин. И поскольку это первый опыт эксплуатации XTRA Defend в России, к проекту относятся с особым вниманием. На исходе пятого сезона эксплуатации (1,5 года с момента установки) состояние резины вполне приличное. Наибольший износ демонстрируют шины задней оси — остаточная глубина протектора 10 мм. На средней оси этот показатель составляет 14 мм. Неравномерный износ происходит из-за движения самосвала на высокой скорости и наличия большого количества поворотов на трассе. Важно заметить, что динамика износа сохранилась на прежнем уровне и составляет 1,72 км на 1 мм глубины протектора.
Обычно истирание протектора крупногабаритных шин к концу их жизни ускоряется. И это нормально, ведь протектор становится менее защищенным от попадающих под колеса абразивов. Но в нашем случае мы наблюдаем ту же динамику, что и полгода ранее. Специалисты объясняют умеренную интенсивность износа наличием в шине XTRA Defend более толстого подпротекторного слоя. Важный вклад в окончательный результат также вносят усиленный каркас, обеспечивающий стабильное пятно контакта, и модернизированная боковина. Главное — не выезжать на асфальт, именно он для карьерных шин представляет угрозу с точки зрения интенсивности износа.
У водителей-операторов к шинам XTRA Defend никаких претензий нет. Новая модель их вполне устраивает, хотя по сравнению с прежней обувкой больших отличий не чувствуется. Ездить комфортно, удобно — хорошая управляемость и тяга самосвалу в любых условиях обеспечена. Стоит отметить, что в карьере очень хорошо следят за состоянием технологических дорог — их регулярно выравнивают и подсыпают щебнем.
По рекомендации «Мишлен» крупногабаритные шины могут использоваться до полного износа протектора, вплоть до появления второго брекерного слоя. Именно поэтому предприятие намерено продолжить эксплуатацию шин, хотя затраты на них уже окупились.
Юрий Воронков, генеральный директор ООО «Торговая компания Раут»
Наш прогноз ходимости остается прежним — 120 тыс. км. На текущий момент пробег шин составляет 100 тыс. км, мы видим превышение показателя в сравнении с шиной предыдущей модели, которая работала в тех же условиях. Все это реальная экономия для клиента, и он это хорошо понимает. Сейчас остаточная глубина протектора составляет около 10 мм. Износ заметно выровнялся после ротации. На зиму этих шин точно хватит, а весной будем пристально наблюдать. Эксперимент продлится до выхода из строя первой шины из комплекта. Далее можно поменять шины на одной оси, а оставшиеся сгруппировать для дальнейшей работы. Но мы рекомендуем сменить всю ошиновку в комплекте, а годные шины перевести в подменный фонд.
Юрий Антипов, менеджер по развитию бизнеса В2В компании «Мишлен» в Восточной Европе
Протектор и боковины эксплуатируемых шин без следов ярко выраженной агрессии и повреждений. Есть только множественные поверхностные порезы, неглубокие — 1–3 мм глубиной. Новинка Michelin XTRA Defend отличается усиленным каркасом, в котором на 25% больше металла. Это как раз то усиление, которое играет на руку пользователю. Мы имеем официальное письмо от эксплуатирующей организации о том, что предыдущая модель X-Super Terrain+ прошла окончательно 80 тыс. км. Ожидается, что шина XTRA Defend улучшит этот показатель на 50%. Дилеры уже опасаются падения продаж. Но мы готовы это компенсировать следующей новинкой — универсальной крупногабаритной шиной Michelin XTRA Flexlife, которая заменит в 2019–2020 гг. легендарные модели шин XHA2 и XADN+.
Источник: