Руководство компании «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» отмечает оживление автомобильного рынка и планирует перевыполнить план продаж 2016 года на 20%. Об этом заявил генеральный директор предприятия Хайко Шульце. Основные потребности для продаж обеспечивает завод в Набережных Челнах, с конвейера которого в ноябре сошел юбилейный 10-тысячный грузовик
«На крупнейших мировых рынках коммерческой техники концерн Daimler с его брендами всегда занимал лидирующие позиции. И если мы рассматриваем российский рынок, то и здесь наша цель стать номером один среди грузовиков иностранных брендов», — рассказал гендиректор ООО «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» Хайко Шульце на прессконференции, посвященной передаче клиенту 10-тысячного автомобиля. Символический ключ от юбилейного грузовика, которым оказался седельный тягач Mercedes-Benz Actros 1844, был вручен представителям транспортно-экспедиционной компании «Лидер Транс».
Сборка организована по принципу CKD, что, в отличие от крупноузловой сборки, предусматривает выполнение гораздо большего числа технологических операций
По мнению Шульце, два сложных года остались позади. Позитивным сигналом топменеджер считает оживление рынка тяжелых грузовиков, которое наблюдается уже на протяжении нескольких месяцев. В связи с этим на ближайшее будущее компания дает оптимистичный прогноз. «Мы уверены, что ту долю рынка, которую нам удалось занять по итогам 2015 года, сможем подтвердить и в этом году. Наши продажи выросли, по итогам года планируется превышение первоначального плана продаж на 20%», — подчеркнул Хайко Шульце. Для справки: в январе–декабре 2015 года марка Mercedes-Benz продала в России 1988 грузовиков (данные агентства «Автостат»). При этом основной объем продаж (около 85%) составила продукция, выпущенная на заводе в Набережных Челнах, и лишь 15% пришлось на долю импорта.
Завод совместного предприятия «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» (прежнее название «МерседесБенц Трак Восток») работает в Набережных Челнах уже 6 лет: первый тягач Mercedes-Benz Actros 1841LS сошел с конвейера в сентябре 2010 года. За это время из ворот предприятия массовыми тиражами вышли грузовые автомобили Actros, Axor, Atego плюс несколько экземпляров многофункциональных Unimog с возможностью железнодорожного хода, сделанных для РЖД. Все производство немецких грузовиков (в настоящее время оно исключительно сборочное) размещено на площадке технопарка «КИП Мастер».
Лонжероны и поперечины рамы соединяются при помощи заклепок
Общая площадь завода составляет 33 тыс. м2, на которых размещены склад комплектующих, сборочные линии, участок окраски, зона приема и хранения готовой продукции, офисные помещения и учебный центр. По соседству с основной сборочной площадкой находится участок сборки автомобилей Mitsubishi Fuso. Напомним, что в 2015 году был успешно реализован проект присоединения ООО «ФУЗО КАМАЗ Тракс Рус» к ООО «МБ Тракс Восток», позволивший оптимизировать административное управление и производственные процессы.
Проектная мощность предприятия рассчитана на выпуск 3000 автомобилей Fuso и до 6000 автомобилей Mercedes-Benz в год при трехсменной работе. Правда, сейчас предприятие работает в односменном режиме, выпуская примерно 200 грузовиков в месяц. Штат сотрудников составляет около 240 человек, включая административный состав. Часть из них прошли обучение в Германии, другие приобретали необходимые навыки на месте. Российским коллегам всегда готовы прийти на помощь немецкие специалисты — зарубежные партнеры оперативно реагируют на любые запросы производства, в том числе касающиеся обучения.
Кабины доставляются из Германии в готовом виде, организация местной сборки — дело ближайшего будущего
Сборка организована по принципу CKD (от англ. Complete Knock Down — полноразборный). Сперва рабочие собирают из лонжеронов и поперечин раму. Детали соединяются при помощи заклепок — они фиксируются посредством мощной гидроскобы, создающей усилие 40 тонн. Напомним, изначально рамы приходили на завод в готовом виде, но это значительно усложняло логистику и повышало стоимость доставки (рамы в сборе занимали очень много места в кузове грузовиков, доставляющих компоненты на завод). Проблему удалось решить в 2011 году, когда в Челны было поставлено необходимое для сборки рам оборудование.
Следующие технологические операции — это установка кронштейнов, укладка гидро- и электропучков, монтаж пневмоаппаратуры. Далее на раму устанавливают рулевой механизм, детали подвески, рессоры и целый ряд вспомогательных систем. К этому этапу рама обзаводится российским VIN кодом, известен и заказчик будущего автомобиля.
На раме российский VIN-код
Собранное таким образом шасси отправляется в окрасочную камеру: все его комплектующие уже покрыты слоем грунтовки, но эта операция дает дополнительную антикоррозионную защиту. Затем сушка и дальнейшая сборка: раму комплектуют пришедшими в Набережные Челны уже готовыми двигателем, КП, мостами и кабиной — эти компоненты доставляются в Набережные Челны с головного предприятия в Верте (Германия) автомобильным транспортом.
По мере движения автомобиля от поста к посту на заправочных станциях узлы и агрегаты собираемых грузовиков заполняют трансмиссионным маслом и разнообразными техническими жидкостями. Все заправочные посты на конвейере организовала компания «Газпромнефть — смазочные материалы». Поставленный в Набережные Челны комплекс позволяет производить раздачу и учет свыше 3 тыс. литров смазочных и технических жидкостей в день, обеспечивая заправку примерно 300 автомобилей в смену. «Специально под данный проект наш технологический партнер разработал уникальный сервис, включающий закупку, хранение и доставку продукта, который отличается высокой автоматизацией и оперативностью подачи данных», — рассказал директор по производству Mercedes-Benz Ильнур Каюмов.
Комплекс маслораздачи позволяет производить заливку и учет свыше 3 тыс. литров смазочных и технических жидкостей в день
Окончательным этапом сборки служит настройка и калибровка электронных систем, одновременно производится заправка автомобиля топливом. И вот оживший грузовик уже своим ходом отправляется на финальную окраску (устранение мелких дефектов внешнего вида, возникших в процессе сборки) в ту же покрасочную камеру. Важно отметить, что в 2015 году на заводе была введена новая окрасочная технология с применением двухкомпонентных акриловых автоэмалей. Решение позволило сократить время операции с 40 до 25 минут, а значит, повысить производительность участка.
Неизменное качество продукции Daimler — это не только высокий уровень технологий, но и строжайшая система аудита. Каждый автомобиль проходит зону окончательного контроля, где проверяется работа всех систем и механизмов. Причем системы, влияющие на безопасность, проверяются с особой тщательностью — для этого на производстве имеются тормозной и динамометрический стенды. В случае успешного прохождения контроля грузовик отправляется заказчику или производителю надстроек.
В 2015 году на заводе была введена новая технология окраски с применением двухкомпонентных акриловых эмалей
ООО «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» активно работает со многими российскими партнерами-кузовостроителями. Конверсионные решения на шасси MercedesBenz предлагают заводы «НефАЗ», «Бецема», «Meusbur ger Новтрак», Meiller Kipper. Выбор производителя надстройки, как правило, определяется логистикой — приоритет отдается региону, где автомобиль будет эксплуатироваться. Это делается, чтобы сократить лишние пробеги при передаче техники клиенту.
Кстати, сегодня в Набережных Челнах собирают «Актросы» предыдущего, то есть третьего поколения. А что же новейший Actros MP4, продажи которого начались в России в юбилейном для модели 2016 году? По словам Хайко Шульце, сборку Mercedes-Benz Actros четвертого поколения, а также нового Arocs для строительного сегмента поставят на конвейер в Набережных Челнах уже в 2018 году.
Планируется ли локализация собираемых в Челнах грузовиков с трехлучевой звездой? Ведь сегодня она минимальна: из Германии идет чуть ли не 99% компонентов. А детали и расходные материалы российского производства можно буквально пересчитать по пальцам: седельно-сцепное устройство, тахограф, фильтр грубой очистки топлива, частично шины, масла и технические жидкости. И это за шесть лет! С другой стороны, предприятие «Ивеко-АМТ» в Миассе изготавливает грузовики Iveco Trakker уже более десяти лет, а уровень локализации почти такой же. Почему? Главная причина в невозможности российских поставщиков обеспечить, во-первых, конкурентоспособные цены, а во-вторых, поддерживать неизменно высокий уровень качества. С этой проблемой сталкиваются все зарубежные производители (причем не только грузовиков, но и легковых автомобилей), решившие создать у нас производства новой техники. А поставщики, не будучи уверены в объемах закупаемых комплектующих, не спешат вкладываться в модернизацию их производства. Получается замкнутый круг, который никто не в силах разорвать годами.
По соседству с основной сборочной площадкой находится участок сборки автомобилей Fuso Canter
И все же Mercedes-Benz проводит курс на локализацию в России. Уже в ближайшее время в цепочку местных переделов добавится мелкоузловая сборка кабин. Сами кабины будут изготавливаться на новом заводе, строительство которого началось в Набережных Челнах в марте 2016 года. Проектная мощность будущего производства 55 тыс. кабин в год. Производство предусматривает сварку и окраску. Завод будет поставлять продукцию на основной конвейер КАМАЗа и на российский завод Mercedes-Benz. Ввод в строй нового предприятия намечен на 2018 год.
Так выглядит склад комплектующих
Марка Mercedes-Benz стремится также к повышению качества работы дилерских центров и сервисных партнеров в России, постоянно работая над усовершенствованием всех видов послепродажных услуг, которые владельцы грузовиков штутгартской марки получают по всей стране. По словам директора по продажам и послепродажному обслуживанию грузовых автомобилей Mercedes-Benz ООО «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» Германа Гильфанова, на данный момент у компании порядка 55 авторизованных дилерских предприятий по России, из них около 20 обслуживают две марки — Mercedes-Benz и КАМАЗ. Планируется, что интеграция «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» с самой масштабной по размаху сервисно-сбытовой сетью ПАО «КАМАЗ» будет и дальше активно развиваться. Кроме этого, «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» создает СТО малого формата — Emergency Service Point — станции скорой технической помощи, которые открываются в удаленных регионах, где имеется большой парк грузовиков европейских марок, но в то же время существование независимого дилерского центра экономически неоправданно. В формате Emergency Service Point требования к СТО не столь жесткие, как к стандартному дилерскому предприятию, уточнил Гильфанов.
Обладателем юбилейного 10-тысячного грузовика стала компания «Лидер Транс»
Источник: