По документам Bajaj Qute — квадрицикл, однако у всех эта «блоха» вызывает ассоциации с автомобилем. Взяв на тест необычное транспортное средство из Индии, мы решили выяснить, чем оно является на самом деле
Bajaj Qute. Полная масса: 674 кг. Начало продаж: 2016 г. Цена: от 330 000 руб.
Начало теста было необычным. Получив ключи от автомобиля, направляюсь на стоянку и вижу, что указанное место, как, впрочем, и соседние, занято другими машинами. Придется немного подождать, предупредил суетившийся рядом водитель. Честно говоря, я и представить не мог, что «гаражом» для индийского ситикара может быть фургон Peugeot Boxer. «Со свободными местами на стоянке у нас вечная проблема, вот и нашли такое решение», — поясняет Андрей Владимиров, сервис-менеджер компании «Ист-Вест Моторс», генерального дистрибьютора Bajaj.
Над рулем и перед пассажиром размещены бардачки
Квадрициклы — самостоятельная категория четырехколесных транспортных средств, предназначенных для движения по дорогам общего пользования, которую, несмотря на сходство названий, не следует путать с другим видом транспорта — квадроцикламии, или внедорожными вездеходами. По международной классификации транспортных средств квадрициклы входят в группу L, к которой относятся также мотоколяски, подобные отечественным «инвалидкам» (например, С3А из «Операции Ы» или «Кинешма»), японской Daihatsu Midget и французской Renault Twizy, а также другие близкие к ним легкие четырехколесные транспортные средства, официально не представленные на российском рынке. Первым из импортных квадрициклов, сертифицированных в России, стал индийский Bajaj Qute родом из города Пуна.
МАЛЫЕ ФОРМЫ
Первая реакция любого, кто видит это чудо техники, — улыбка. «Какой расход топлива у этого малыша», — со знанием дела поинтересовался таксист в очереди на АЗС. На тот момент я и не предполагал, что дозы в 2,8 л (ровно на 100 руб.) будет достаточно, чтобы пересечь всю Москву с севера на юг и вернуться обратно (примерно 70 км).
Номер включенной передачи отображается на приборной панели
Что же касается зевак-прохожих, то для них главным магнитом была внешность ярко-красного Qute. Чуть больше 2,5 м в длину и менее 1,5 в ширину. Короткий и высокий автомобильчик на колесиках с литыми 12-дюймовыми дисками хоть и выглядит немножко нескладно, но не лишен харизмы: азиатский прищур фар, плавные боковые панели с ярко выраженными гранями и дополнительными выштамповками, стильные четырехкамерные задние фонари — все это свидетельствует о том, что над экстерьером автомобиля потрудились профессиональные дизайнеры.
Если постучать по корпусу, то становится ясно, что все облицовочные панели выполнены из пластика. Да что панели — заднее стекло вклеено не в металлическую, а в пластиковую рамку. Крыша «Кьюта» тоже пластиковая, съемная — крепится изнутри на саморезах. Вообще, если приглядеться, то будет видно, что многие детали посажены на каркас при помощи винтов и заклепок, так что замена, например, крыла, не потребует сложного инструмента.
Но не стоит думать, что весь автомобильчик сделан из хрупких материалов: если заглянуть на пол или под днище, видны мощные усилители несущего кузова. Производитель утверждает, что машина успешно прошла крэш-тест по методике Euro NCAP.
ЗАДЕЛ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Bajaj Qute позиционируется как представитель нового поколения коммерческого транспорта. Раз так, стоит обратить внимание на его грузовые возможности. Главный багажник Qute, как и у любой другой заднеприводной машины, будь то Porsche 911 или ЗАЗ-968, расположен под капотом. Крышка капота пластиковая, запирается на замок снаружи в стиле почтового ящика. Кстати, и размеры багажника по форме чем-то напоминают почтовый ящик: по сути, это узкий и продолговатый карман, расположенный вертикально. Объем переднего багажника составляет 60 л, а масса груза ограничена 20 кг.
Груз также можно разместить за задними сиденьями. Правда, места здесь меньше — всего 44 л свободного пространства. Кстати, пятой двери у Qute нет, так что закинуть что-то в укромный закуток можно через салон, сложив спинки сидений. В этой связи очень кстати наличие у автомобиля верхнего багажника-корзины длиной 1,2 м и шириной 0,8 м, на котором можно перевозить груз массой до 30 кг.
Магнитолу лучше включать на стоянке, в движении ее звук перекрывается шумом мотора
А что в салоне? С точки зрения пассажира, дверной проем довольно широкий, во всяком случае, попасть внутрь авто не сложнее, чем в обычной малолитражке, а то и легче — высота крыши здесь заметно выше, чем у Daewoo Matiz или «Оки». А вот сиденья сложно назвать автомобильными. Это, скорее, стулья со стальными ножками и низкими спинками. Подголовники отсутствуют. Продольная регулировка есть только у водительского сиденья, а пассажирское закреплено жестко. Впрочем, последнему есть логичное объяснение: вблизи коленей переднего пассажира находится штатное место для запаски. Что касается сидений второго ряда, то из-за ограниченной ширины салона о пятом пассажире речи вообще нет — машина сугубо четырехместная.
Опционально машина оснащена сдвижными и фиксированными стеклами
Зато рабочее место водителя полностью соответствует классу авто. Из органов управления имеются вполне автомобильный руль с подрулевыми переключателями, три стандартные педали, селектор КП и незамысловатая приборная панель со спидометром, указателем запаса топлива и контрольными лампами. Над рулем и перед пассажиром на торпедо размещены два запираемых на ключ бардачка. Разумеется, никакого гидроусилителя руля нет. Он здесь не нужен, ведь машина весит как средний квадроцикл — 399 кг. Крутить баранку легко. Из «приятностей» в комплекте: магнитола с дистанционным пультом (вероятно, в расчете на пассажиров заднего ряда), гнездо прикуривателя и вместительные карманы на дверях.
Спинки заднего ряда можно сложить в соотношении 40/60 и получить доступ в багажник объемом 44 л. Жаль, что конструкторы не предусмотрели пятую дверь
В базовом исполнении Quit имеет гибкое остекление дверей — вместо привычных стеклянных полотен тут использована прозрачная пленка. В качестве опции российский дистрибьютор предлагает оснастить машину сдвижными (для передних дверей) и фиксированными стеклами.
Штатное место для домкрата на передней стенке кузова в кабине, багажник полностью свободен
Вершина индийской оптимизации — система отопления салона. Штатное оборудование рассчитано всего на один режим: еле живой вентилятор обдува направляет слегка подогретый электрической спиралью воздух в центральную зону ветрового стекла. По факту даже в сырую погоду этой мощности оказывается недостаточно для защиты стекол от запотевания. А что же будет зимой? В качестве решения проблемы предлагается зависимый отопитель, который установят в России за отдельную плату. Впрочем, возможность работы при низкой температуре — не единственное, что вызывает вопросы в этом транспортном средстве, но не будем забегать вперед.
БОДРЫЙ И ЭКОНОМИЧНЫЙ
Самое интересное в «Кьюте» — это силовой агрегат. Напомним, согласно ГОСТ Р 51815-2001 квадрицикл не может иметь двигатель мощнее 15 кВт. И здесь все именно так. В качестве силового агрегата для Qute взят самый передовой мотор компании Bajaj — 220-кубовый одноцилиндровый мотор 0,2 EFi жидкостного охлаждения. Главный его козырь — экономичность: производитель заявляет расход топлива практически на уровне 50-кубовых мопедов. Улучшения эксплуатационных показателей удалось добиться за счет электронной системы впрыска топлива (моновпрыск Bosch), особой системы газораспределения (4 клапана на цилиндр) и уникальной системы DTS-i с тремя свечами зажигания на цилиндр. Коробка передач — 5-ступенчатая секвентальная, допускающая только последовательное переключение передач: рычаг КП нужно перемещать вперед либо назад.
Конструкция дверного остекления ухудшает обзор в зеркало заднего вида
В движении «Кьют» оказывается бодрее, чем можно было ожидать от 13-сильного мотоциклетного мотора (для управления квадрициклом необходимо иметь водительское удостоверение с открытыми категориями В1 или В). Конечно, до автомобильной динамики ему далеко, но, определенно, его разгонных характеристик хватит, чтобы не тормозить городской поток. Хотя со светофора первым и даже вторым он не уедет, это факт. Заметим, что при интенсивном разгоне машина оглашает окрестности неприятным стрекотом высокого тона. Особенно некомфортно пассажирам заднего ряда, ведь в салоне отсутствует шумоизоляция. Это еще один минус.
На верхнем багажнике можно разместить до 30 кг груза
А вот к чему нет претензий, так это к плавности хода. Независимая пружинная подвеска на продольных рычагах аккуратно проглатывает все продольные неровности и лежачих полицейских, переваривает колдобины. К тому же машина неплохо слушается руля и адекватно тормозит. И еще: при столь скромных наружных габаритах с парковкой, разворотами и заездами в узкие пространства проблем точно не будет.
ЦЕНА ВОПРОСА
Стоимость Bajaj Qute начинается с 330 тыс. руб., это за базовый вариант. Еще примерно 35 тыс. придется доплатить за установку замка водительской двери, полноценных окон взамен пластика и салонного отопителя. Итого — 365 тыс. руб. Кому-то ценник за индийскую версию ситикара покажется явно завышенным — примерно за те же деньги можно приобрести всепогодный Ravon Matiz.
Одноцилиндровый мотоциклетный мотор с 3 свечами разгоняет машину до 70 км/ч
Есть ли хоть какое-то конкурентное преимущества у квадрицикла? Основным аргументом в пользу этого «малыша» является низкая стоимость владения, что сегодня для многих имеет решающее значение. К примеру, плановое ТО, проводимое с периодичностью 10 000 км, будет обходиться дешевле. Мотор-то микролитражный. Расход топлива — вдвое, а то и втрое ниже, чем у того же «Матиза» с двигателем 0,8 л. Следует также сравнить расходы на ОСАГО. Обязательная страховка на Quite в Москве при неограниченном количестве водителей для юридического лица будет стоить около 3500 руб.
Выходит, что, заплатив за Qute столько же, сколько за автомобиль, можно быстро возвратить инвестиции. Как быстро? Это будет зависеть от характера работы перевозчика. А вот гарантия на авто известна — она составляет 12 месяцев или 40 000 км пробега.
- Низкий расход топлива, минимальные затраты на обслуживание, экономия парковочного пространства
Неэффективная шумоизоляция, неудачный доступ в багажный отсек, отсутствие отопителя в базовом оснащении
Технические характеристики
Снаряженная масса, кг
399
Полная масса, кг
674
Объем багажника, л
44 (задний), 60 (передний)
Объем топливного бака, л
8
Двигатель
тип
бензиновый, 1-цилиндровый
рабочий объем, см3
216,6
мощность, л. с. при мин-1
14 при 5500
крутящий момент, Нм при мин-1
19 при 4000
Коробка передач
секвентальная
Подвеска
передняя
многорычажная, независимая
задняя
независимая, пружинная
Тормоза
барабанные
Максимальная скорость, км/ч
70
Цена
Базовая, руб.
330 000
Тестируемого автомобиля, руб.
349 000
Сервис
Заводская гарантия
12 месяцев или 40 000 км
Межсервисный пробег, км
10 000
Конкуренты
Ravon Matiz, Renault Twizy
Автомобиль предоставлен компанией «Ист-Вест Моторс».
Источник: