Изучаем уникальный для России опыт эксплуатации седельных тягачей Ford Cargo 1846T, проехавших 160 000 км в составе автовоза
До 2013 года турецкий Ford Cargo считался в России грузовиком для региональных перевозок — эти автомобили использовались как шасси под цистерны, крюковые погрузчики и различную коммунальную технику. Но с началом производства машин с заводским индексом Н566 с более вместительной и комфортабельной кабиной к этой модели стали присматриваться и магистральные перевозчики. Увы, пока результаты продаж модели 1846T — ее выпускают только в модификации седельный тягач — весьма скромные. По состоянию на январь 2015 года парк этих машин составлял чуть более трех десятков таких тягачей (данные аналитического агентства «Автостат»).
И в этой связи опыт работы компании Vectura, подписавшей c Ford Heavy Trucks Russia (подразделение Ford Sollers) в 2015 году контракт на приобретение ста автомобилей Ford Cargo 1846T является без преувеличения уникальным. Первые пять тягачей, запущенные в эксплуатацию в декабре 2015 года, на сегодняшний день имеют пробег около 160 000 км.
Ford Trucks и Lohr согласовали все параметры сцепки
Vectura — активно развивающаяся компания, которая занимается внутренними и международными перевозками легковых автомобилей собственным и привлеченным транспортом. Списочный состав собственного парка составляет 155 тягачей. ООО «Вектура» является действительным членом АСМАП с 2003 года и имеет допуск к осуществлению международных перевозок, в том числе с использованием системы МДП.
«Специфика транспортной задачи у нас заключается в том, что мы используем полуприцепы-автовозы Lohr, — рассказывает Александр Храпутский, заместитель начальника транспортного отдела Vectura Ltd. — В сцепке с тягачами Ford Cargo 1846T работают современные двухосные полуприцепы Lohr Evolution вместимостью до восьми легковых автомобилей. Основная транспортная работа — доставка новых автомобилей от автопроизводителя к дилеру. Регион эксплуатации — вся Россия, где есть автодороги: с севера на юг и с запада на восток».
Перед заключением этого контракта Ford Trucks и компания Lohr Industrie провели согласование всех параметров сцепки. По тягачу уточнялись габаритные размеры (длина сцепки не должна превышать 20 м), расположение седельно-сцепного устройства и прочие технические нюансы, включая совместимость пневмосистемы и электрооборудования. Попутно эти грузовики были доработаны компанией Lohr — силами ее российского филиала. Гидрофикация тягачей включала установку бака для рабочей жидкости, шлангов и монтаж гидронасоса на раздаточной коробке.
Александр Храпутский, заместитель начальника транспортного отдела Vectura Ltd
В остальном седельные тягачи Ford Cargo 1846T — во вполне стандартной комплектации, способные работать в сцепке с любым полуприцепом, начиная с обычного тентованного и заканчивая контейнеровозом. Из дополнительного оборудования были установлены кондиционер, да воздушный отопитель. На самом деле стандартная комплектация у Ford Cargo весьма обширна. В качестве силового агрегата используется дизель Fiat Powertrain Cursor 10 с системой нейтрализации отработавших газов SCR — точно такие же 10,3-литровые «шестерки» с насос-форсунками ставят на крупнотоннажники Iveco. На тягачи для российского рынка заказывают максимально возможную настройку мощности — 460 л. с. С таким двигателем автопоезд демонстрирует отличную динамику, имея на любой, даже изобилующей подъемами, трассе необходимый запас тяги. Коробку передач для Ford Сargo традиционно поставляет фирма ZF. В этой комплектации используется 12-ступенчатая роботизированная КП ZF AS Tronic.
Первое, с чем столкнулся перевозчик, — необходимость определения расхода топлива. «Поскольку опыта эксплуатации таких тягачей, тем более в составе автовозов, в России не было, а заводская техническая документация необходимой информации не содержала, нам пришлось быть первооткрывателями», — говорит Александр Храпутский. Расход топлива определялся опытным путем для пустого и груженого автопоезда. Усредненная норма такая: летом 32 л/100 км, зимой — 35 л/100 км.
С завода грузовики поступают в продажу без тахографов. В России эти контрольные приборы устанавливают компании-подрядчики, рекомендованные Ford Trucks. При этом возможны варианты выбора оборудования: для работы в стране или для международных перевозок. В нашем случае тягачи оснащены тахографами «Меркурий ТА-001» с СКЗИ, GPS/ГЛОНАСС-приемником. Интересно, что помимо своей основной задачи — фиксации режима труда и отдыха водителя, тахограф «Меркурий» используется как средство мониторинга автопарка.
«На машинах, задействованных в международном сообщении, есть отдельная система мониторинга, а на автомобилях Ford Cargo решено пойти другим путем, — говорит представитель Vectura. — Задумав использовать полный функционал тахографа «Меркурий», мы установили в него дополнительную сим-карту и подключили соответствующую услугу у провайдера. Теперь можно удаленно следить за состоянием грузовика и работой водителя».
За каждым автопоездом в компании закреплен один постоянный водитель. Но в целом штатное расписание водителей предусматривает 20-процентный резерв — на случай болезни, отпуска и иных внештатных ситуаций. В обязанности водителя входит ежедневный контроль технического состояния автомобиля и полуприцепа.
Собственного ремонтного подразделения в компании Vectura нет, все тягачи проходят обслуживание на дилерских СТО Ford Trucks. Установленный производителем межсервисный интервал составляет 60 000 км. Стоимость ТО около 40 000 руб. Поскольку ежемесячный пробег сцепки составляет 12–15 тыс. км, грузовик попадает на ТО всего два-три раза в год. Стоимость владения Ford Cargo оправдывает ожидания перевозчика. Но минусы тоже есть. По словам Александра Храпутского, это, например, ограниченный ассортимент запасных частей на складе в России: «Если основные запчасти и расходные материалы для ТО всегда в наличии, то детали для кузовного ремонта предлагаются только на заказ с длительным сроком поставки. А ждать мы не можем. Транспорт не должен простаивать ни минуты».
В общем, флагманской моделью магистрального тягача Ford Cargo перевозчик вполне доволен. А мелкие проблемы, главным образом связанные с отсутствием опыта, считаются временными. Надо же кому-то начинать.
Источник: