Чистый коммерческий автомобиль — это лицо фирмы, авторитет перед существующими клиентами и хороший канал для привлечения новых заказчиков. Любой автопарк так или иначе вынужден решать вопрос мойки подвижного состава. Разбираемся, как организовать автомойку в условиях транспортной компании, гаража или СТО
Сфера автомоечного бизнеса в России в последнее время очень активно развивается. И дело здесь не только в растущих объемах автомобильного парка, сложных и непредсказуемых погодных условиях, неудовлетворенности состоянием российских дорог. Правда, что касается асфальта, то ситуация меняется в лучшую строну. По данным Минтранса, доля протяженности федеральных дорог в нормативном состоянии за последние годы увеличилась с 39 до 71 %. С другой стороны, в последние годы существенно повысились требования клиентов к качеству мытья и культуре обслуживания.
Сегодня в России насчитывается примерно 26 тысяч автомоек — это сопоставимо с Германией, где таковых действует 24 729 шт. (данные компании WashTec). Справедливости ради отметим, что автопарки России и Германии близки по объему: одна мойка в нашей стране приходится на 1563 машины, в ФРГ — на 1901. Для сравнения: в США насчитывается более чем 88 000 автомоек, но и парк там побольше, поэтому на одну мойку приходится 1898 автомобилей.
Интересное сравнение получается в разрезе оборудования: если в Европе количество ручных автомоек колеблется на уровне 10–20 %, то в России «ручники» — чуть ли не 90 %, примерно 24 900 из имеющихся 26 000.
ВОДА ПОД ДАВЛЕНИЕМ
И портальную, и тоннельную мойку можно дополнить устройством чистки днища, опция полезна для грузовиков, работающих за пределами асфальтовых дорог
Среди оборудования для ручных моек особой популярностью пользуются аппараты высокого давления с подогревом. Их предлагается на рынке великое множество, однако в российском машиностроении перечень отечественных производителей подобных устройств можно буквально пересчитать на пальцах одной руки. С недавно взятым курсом на импортозамещение количество площадок по производству гаражного оборудования не увеличилось, а емкость рынка так и не перешла в нашу пользу. На слуху разве что водоструйные аппараты с маркировкой «Посейдон» (компания Z-Techno, Московская обл.) и «ВСМ» (Промышленная компания «Водоструйные машины», Санкт-Петербург). Причем аппараты «Посейдон» собираются на элементной базе комплектующих Германии и Италии.
Палитра аппаратов высокого давления с зарубежным клеймом у нас куда шире. Среди тех, чье оборудование популярно на российском рынке, можно назвать Ka..rcher (Германия), Kranzle (Германия), Portotecnica (Италия), Сomet (Италия).
Среди общих тенденций рынка профессиональных моечных машин специалисты отмечают повышенное внимание потребителей к мобильности, надежности, простоте управления и обслуживания. Один из основных показателей, непосредственно связанный с качеством мойки и расходом воды, — это давление насоса. Аппараты зарубежного производства обычно имеют возможность регулировки рабочего давления в пределах от 30 до 180 бар. При увеличении давления расход воды уменьшается, а грязь удаляется качественнее.
В ближайшее время, по оценкам производителей, будет на блюдаться повышенный интерес целевой аудитории профессиональных потребителей к машинам с подогревом воды, которые должны быть надежны и просты в обслуживании, обладая при этом высокой рентабельностью.
Соблюдая постоянно ужесточающиеся требования в сфере охраны окружающей среды, разработчики постепенно стали задумываться над проблемами сокращения уровня шума и вредных выбросов при сгорании дизельного топлива — процесса, за счет которого, собственно, и происходит нагрев. Результатом новых разработок становятся более функциональные и менее опасные для окружающей среды изделия. Следует сделать важную оговорку, что, несмотря на соответствие экологическим нормам, аппараты с нагревом от дизельного топлива не предназначены для работы в закрытых помещениях без подсоединения к вытяжной вентиляции.
Для ручных моек очень важен выбор моечного пистолета и насадок. Например, моечный пистолет Karcher опционально комплектуется специальной насадкой под названием «пенный комплект». В составе этой насадки тоже две трубки: одна для воды, вторая для пены. Жидкость может идти под давлением либо в одну, либо в другую трубку, в зависимости от положения переключателя.
Однощеточная моечная установка Karcher RBS 6000 — решение для небольших парков
Интерес к аппаратам высокого давления среди транспортных компаний понятен: оборудование ручной мойки стоит сравнительно недорого, можно привлекать низкоквалифицированный персонал и на этом экономить. Однако в таком выборе есть и минусы: низкая производительность труда, а главное — высокое качество работы сложно гарантировать, слишком много факторов на это влияет. Именно поэтому число ручных моек в Европе сейчас стабильно невысокое и тенденции роста не имеет. В России точной статистики нет, но практика показывает, что европейские тренды приходят и в нашу страну — с задержкой, но обязательно.
ЩЕТОЧНЫЙ СЕГМЕНТ
Портальная мойка — следующий этап развития автомоечного пункта. Оборудование такого участка стоит дороже, требования к помещению шире, но и скорость обслуживания повышается. Базовая комплектация портала включает верхнюю щетку и две боковые. Портальная мойка полностью автоматизирована и в принципе может работать без участия персонала — стандартный набор услуг (мойка кузова и колес, покрытие воском, сушка с обдувом, мойка днища) оказывается одним нажатием кнопки с соответствующей программой. Мойщиков в этом случае целесообразно привлекать для выполнения дополнительных работ, например, чистки салона автобуса. Последнее актуально в условиях пассажирских автопредприятий.
Большинство новаций в сфере автоматических моек связаны с конструкцией форсунок и технологиями распыления моющего состава
В России пользуются популярностью портальные мойки импортного производства. К группе фаворитов на нашей торговой площадке следует отнести немецкие порталы с маркировкой WashTec.
В линейке продукции WashTec есть портальные мойки разного класса. Минимальный вариант — Easy Wash подойдет для легких фургонов: сравнительно недорогое оборудование имеет малые габариты (помещается в зал высотой от 2,9 м и шириной 4,1 м). Специально для грузового транспорта и автобусов производитель из Аугсбурга предлагает моечные машины поколения MaxiWash в исполнении Vario, Vario Tandem (c двумя порталами) и Ехpress, разработанные для работы в режиме сквозного проезда. В варианте Express мойка 12-метрового автобуса занимает около 2 минут. На выбор предлагается шесть вариантов высоты — от 3,35 до 4,95 м. Боковые щетки закреплены и сверху, и снизу, благодаря чему достигается равномерный прижим и движение щеток по всей высоте автомобиля. WashTec предлагает химические составы собственного производства, но не настаивает на применении только их — допустимо использование аналогов соответствующего качества. Порталами MaxiWash оснащены несколько крупных грузовых СТО в России. В частности, это оборудование можно увидеть в работе на площадке компании «ИЛАРАВТО», крупнейшей мультибрендовой СТО коммерческого транспорта в России и Восточной Европе. Ранее мы знакомили читателей с этой СТО (см. «Автопарк» №7/2014). Напомним, что мойка на этом объекте ежедневно обслуживает 50–70 грузовиков.
Базовый комплект портальной мойки включает верхнюю и две боковые щетки
Известны в нашей стране и грузовые автомойки Karcher. Автоматическая портальная мойка серии TB предназначена для наружной очистки транспортных средств всех размеров — от легких фургонов до автобусов, контейнеровозов и магистральных тягачей с полуприцепами. Максимальная ширина трехщеточного портала составляет 2,90 м, максимальная высота — 5,06 м. Стальная конструкция позволяет пошагово снизить высоту установки и высоту мойки до 300 см. Ширина портала ТВ также может быть уменьшена до 200 см. Базовая установка оцинкована горячим способом и при необходимости может быть покрыта порошковым материалом. Электрический шкаф смонтирован с правой стороны, шкаф подачи воды и химии — с левой.
Отдельно стоит упомянуть решение для небольших автопарков — однощеточную моечную установку с ручным управлением RBS 6000. Данное оборудование предназначено для быстрой и тщательной комплексной мойки, включая обработку бортов, передней и задней части транспортного средства. Модель RBS 600 передвигается с помощью четырех колес, два из которых фиксируемые. Движение вдоль кузова автомобиля сопровождается вращением щетки. Ее вал приводится в движение электродвигателем посредством цепной передачи. Щетка имеет рабочий диаметр примерно 1000 мм и состоит из профильных полиэтиленовых волокон, размещенных на сменных половинах. Модификация RBS позволяет обслуживать транспортные средства высотой до 4,20 м.
Максимальная ширина трехщеточного портала Karcher серии TB составляет 2,90 м, высота — 5,06 м
Линейка автомоек Christ для коммерческого транспорта включает три портальных установки: Magnum, Taurus и Ecоbus. Максимальную производительность имеет модель C5200 Magnum-5: при скорости перемещения портала 18 м/мин мойка сочлененного автобуса может занять всего 2,5 минуты.
Стабильным спросом в России пользуются моечные установки компании TAMMER matic. В продуктовой линейке этого производителя тоже имеются специальные решения для грузовых автомоек портального типа — модели Rainbow Classic, Nova и Ultima. Для смешанных парков предлагается модель Rainbow Ultima Fleet Washer, которая позволяет обслуживать весь спектр коммерческой техники — от автомобилей до тракторов и прицепов со сложными надстройками. Портал оборудован системой предварительной чистки высокого давления (до 70 бар) — она образует профильный переменный поток, используя соответствующие на садки. Форсунки с плоской формой распыления предназначены для обычного использования, а наконечники со сплошным остронаправленным потоком воды (нулевой угол распыления), более эффективные на больших расстояниях, — для обработки труднодоступных поверхностей (например, надстройки мусоровоза или автобетоносмесителя). Для улучшения качества мойки форсунки нулевого распыла качаются в вертикальной плоскости перекрывая друг друга. Инженеры TAMMERmatic утверждают, что качество мойки на 40 % зависит от работы и качества химии, на 40 % от системы высокого давления и лишь на 20 % — от щеток и особенностей оборудования.
Для аппарата высокого давления важен выбор моечного пистолета и насадки
Когда нужно помыть много транспортных средств за короткое время (например, в автобусном парке при возвращении машин с линии), на помощь приходят мойки тоннельного типа. По конструкции они близки к конвейерным мойкам (самому передовому на сегодняшний день технологическому решению), но имеют одно существенное отличие. Машины в тоннельной мойке продвигаются через портал своим ходом. Основа проездной мойки — четыре щетки, которые обслуживают боковые и фронтальные поверхности. К основному модулю может быть пристыкован блок с горизонтальной щеткой для мытья крыши плюс арки для подачи воска и воздуха для сушки. Как правило, производители моечного оборудования рекомендуют доукомплектовать стандартный модуль арками для предварительного обмыва и смачивающими арками. Эти опции улучшают качество мойки за счет предварительного выравнивания температуры обрабатываемой поверхности, нагревая ее зимой и охлаждая летом.
И портальную, и тоннельную мойку можно дополнить устройством чистки днища. Это очень полезная опция для грузовиков, особенно работающих за пределами асфальтовых дорог. Оборудование обычно размещается при въезде на линию портальной мойки или встраивается в ту цепочку опций, которой оснащена тоннельная мойка.
Аппарат высокого давления с подогревом от дизтоплива не предназначен для работы в помещениях без подключения к вытяжной вентиляции
Вкратце о ценах. Обычная трехщеточная портальная мойка без сушки на сегодняшний день стоит 50–60 тыс. евро. Если в состав оборудования добавляется опция высокого давления, то стоимость комплекта увеличивается практически в два раза и переваливает за 100 тыс. евро. Что касается тоннельных моек для автобусов, то их цены находятся в пределах 70–100 тыс. евро в зависимости от комплектации.
При строительстве мойки «с нуля» необходимо учесть все нормы законодательства: по существующим экологическим нормативам все автосервисные и автомоечные предприятия должны иметь очистные сооружения. И здесь тоже есть что взять на заметку. По мнению специалистов, правильный выбор очистных сооружений позволит предприятию экономить до 80 % используемой воды, а значит, и оптимизировать коммунальные расходы. И это как раз тот случай, когда российское оборудование со счетов списывать не следует: очистительные системы отечественного производства заслуживают внимания наряду со своими европейскими конкурентами и при этом гораздо дешевле.
Источник: