Исландия известна своей необыкновенной природой и множеством достопримечательностей. Заявку на повышенное внимание искушенных туристов подает автомобильный музей в местечке Истафетль, коллекции которого могут позавидовать столичные ретро-салоны.
Примерно в 30 км от города Хусавика, прославившегося уникальным музеем китов, на трассе имеется оригинальный указатель — брендированная подметально-уборочная машина из эпохи девяностых. Еще несколько минут пути, и мы в деревушки Истафетль, где ровно 20 лет назад открылся музей колесных транспортных средств.
С виду — что-то несерьезное: скромный фасад и площадка перед ним с дюжиной старинных автомобилей. Внутрь зашли для проформы… и ахнули — коллекция, в которой более 100 легковых, грузовых и специальных автомобилей, даст фору известным столичным ретро-салонам.
Американские мини-трактор Oliver Cletrac HG, бортовой грузовик Studebaker M16 52A образца 1948 года в оригинальной раскраске и седельный тягач International COF-4000 соседствуют с британским Bedford Truck 1960 года выпуска и канадскими полугусеничными вездеходами Bombardier. А откуда здесь советские «Москвичи», «ВАЗы», «ГАЗы» и «УАЗы»?
Малоизвестный в России грузовик Studebaker M16 52A.
Легендарный английский Bedford Truck 1960 года выпуска ожидает реставрации.
Оказывается, были официальные поставки, причем в разное время. А способствовала им так называемая тресковая война, которую Исландия вела с британским рыболовецким флотом, запрещая его судам забрасывать сети вблизи своего острова. В ответ англичане ввели эмбарго на ввоз исландских морепродуктов, но заградительная мера не сработала, потому что богатые уловы охотно принял Советский Союз, расплатившись за поставки автомобильной техникой и тракторами.
Музей транспорта в деревне Истафетль — крупнейший автомобильный музей Исландии. Он был основан в 1998 году по инициативе супругов Ингольфура Кристафсена и Кристбьерг Йонсдоттир. На первых этапах сбора коллекции семье помогали родственники и знакомые. Они принимали посильное участие в реставрации, занимались поисковой и исследовательской работой. В то же время к проекту подключились частные компании и госучреждения, внося добровольные пожертвования.
Сверрир Инголфссон — сын ушедшего из жизни основателя музея. Несмотря на прикованность к инвалидной коляске, он ведет дела вполне успешно.
Музей построен вблизи частного владения Ингольфура Кристафсена. Прежде глава семейства занимался ремонтом автомобильной и сельскохозяйственной техники для близлежащих ферм, даже работал водителем — сначала деревенского молоковоза, потом крупнотоннажной фуры.
Ингольфур любил говорить: «Никогда ничего не выбрасывайте, вам это может понадобиться на следующий день». По всей видимости, приведенная цитата имеет прямое отношение к исторической экспозиции, которой сегодня заведует Сверрир Инголфссон — сын ушедшего из жизни основателя музея. Несмотря на прикованность к инвалидной коляске, он ведет дела вполне успешно: в прошлом году число посетителей музея перевалило за четыре тысячи.
Множится и коллекция экспонатов. Да так, что под крышей музея, включая основное здание и пристройку, машинам и людям становится тесно. А на заднем дворе дожидается очереди на реставрацию еще целый выводок интересных экспонатов. И почти у каждого — своя уникальная история. Сверрир готов рассказывать о них долго и с удовольствием.
Вот, например, бортовой грузовик Ford F-600, выпущенный в 1955 году. Американская полуторка с бензиновым V-образным двигателем мощностью 173 л. с. и 4-ступенчатой механической КП в свое время стала прообразом для создания отечественного ЗИЛ-130. Ингольфур приобрел этот автомобиль новым еще в молодости и использовал для собственных нужд. В заводском исполнении машина была с одинарной кабиной без надстройки. Адаптируя транспортное средство под конкретную транспортную задачу, опытный предприниматель удлинил кабину и установил на шасси молочную бочку. В 1959 году бочку заменили бортовой платформой, именно в таком виде автомобиль и сохранился до настоящего времени.
Ford F-600 1955 года выпуска. Считается, что эта модель стала прообразом отечественного ЗИЛ-130.
Еще один уникальный и хорошо сохранившийся экспонат — Ford Model AA 1929 года выпуска. Лицензионная копия этой модели — советский ГАЗ-АА выпускался в 1940-х годах на Горьковском автозаводе. Ford Model АА оснащен рядным 40 сильным бензиновым мотором, 4 ступенчатой коробкой передач и задним мостом с конической косозубой задней передачей. Об аутентичности машины свидетельствуют одинарные задние колеса (сдвоенная ошиновка начала применяться в 1931 г.).
Ford Model AA выпущен в 1929 году.
По соседству с «Фордами» их земляк — Chevrolet 3600, переоборудованный в VIP-катафалк с соответствующим оснащением грузового отделения. Автомобиль 1955 года выпуска был приобретен для музейной коллекции у частного владельца. Несмотря на солидный возраст, автомобиль имеет очень скромный пробег — на одометре всего 44 000 км. Стоит отметить, что машины этого модельного года отличались улучшенным дизайном. Это касалось кабины с панорамным изогнутым ветровым стеклом, капота с выраженной центральной частью и оригинальной ячеистой решетки радиатора. Наиболее распространенный для грузовой гаммы 6-цилиндровый двигатель Triftmaster имел мощность 112 л. с.
Ритуальный Chevrolet 3600 с пробегом всего 44 000 км.
Bedford Truck 1960 года выпуска интересен как один из первых представителей модельной гаммы ТК от английского производителя Bedford Vehicles, являющегося дочерней компанией Vauxhall Motors. Характерной чертой гаммы TK, включавшей машины грузоподъемностью от 3 до 7 тонн, была сдвинутая вперед удлиненная и низко расположенная кабина. В ее задней части размещался двигатель мощностью 138 л. с. В свое время Bedford Truck стал основным легким грузовым автомобилем Туманного Альбиона и использовался как в гражданских, так и в военных целях.
Любопытная история у армейского Dodge Weapon Carrier образца 1942 года. Ингольфур получил эту машину в 1991 году от своего знакомого бизнесмена, который долго использовал это транспортное средство в корпоративном автопарке. О тех временах напоминает номерной знак А321. Dodge WC52 оснащен 6 цилиндровым двигателем D5 мощностью 90 л. с. (аналог его стоял на БТР-40 и БРДМ-1, а в дефорсированном виде и на ГАЗ-51). Машина легко перевозит пехотное отделение со всем вооружением или противотанковое орудие с боезапасом и расчетом. Считается, что история американских полноразмерных SUV начинается с появления этого автомобиля. Всего в годы Второй мировой войны выпустили больше 250 тысяч машин серии Dodge WC, больше 50 тысяч поставили в СССР по ленд-лизу. С завода модель выпускалась с мягкой крышей, однако в представленном в музее варианте машина имеет жесткий верх. К слову, из-за особенностей климата кузова со съемной крышей в Исландии нещадно переделывались. Машина с тентом здесь редкость, ездить на них круглый год невозможно.
Dodge Weapon Carrier образца 1942 года. Жесткий верх кабины — местная инициатива.
Есть в коллекции музея и претендент на звание британской внедорожной иконы — модель Austin Gipsy образца 1967 года — классический рамный внедорожник со стальным кузовом. Gipsy снабжен отключаемым полным приводом и 4-ступенчатой механической КП с синхронизаторами. Изюминка шасси — независимая резиножгутная подвеска задних колес. Gipsy служил в армиях Великобритании, Швейцарии, Португалии и Малайзии. В Кении профессиональные охотники-промысловики, приезжавшие на сафари, стремились получить именно Gipsy, а не Jeep. История модели закончилась в 1968 году, когда на базе Rover и Austin был образован концерн British Leyland. После недолгого обдумывания проект Austin Gipsy был закрыт как бесперспективный. С самого рождения Gipsy предлагался с двумя типами двигателей: 4 цилиндровым рядным 2,2 литровым дизелем мощностью 55 л. с. либо таким же по объему 62-сильным бензиновым.
Austin Gipsy — классический рамный внедорожник со стальным кузовом.
Исландия — это еще и страна мотосаней. Есть они и в музее. Вот перед нами полугусеничный вездеход Bombardier, доставленный на остров из Канады в 1951 году. Ингольфур использовал это транспортное средство в течение нескольких лет для доставки детей в школу, а затем возил туристов по живописным маршрутам северной зимы. Рядом с гусеничным раритетом — схожий по габаритам автомобиль УАЗ-452. Ульяновские «буханки» исландцы ценили за пассажировместимость, полноценный полный привод с демультипликаторм и универсальность, связанную, в частности, с конфигурацией дверей. К слову, общая протяженность автомобильных дорог Исландии составляет около 13 тыс. км, и лишь на 5 тыс. из них — усовершенствованное покрытие. Остальные — грунтовые, гравийные, каменистые и даже из застывшей лавы. Поэтому и нужны здесь внедорожники.
В Исландии много техники из бывшего СССР.
«Вообще, роль музея в Истафетле заключается в сохранении и экспонировании самого разного транспортного оборудования. Причем здешние экспонаты адресованы не узкопрофессиональным специалистам, а массовому потребителю», — говорит Сверрир Ингольфссон. Растущий поток туристов, интересующихся автомобильной историей, — лишнее тому подтверждение.
На заднем дворе дожидается очереди на реставрацию еще целый выводок интересных экспонатов.
Источник: