Иногда в холодную российскую зиму от скольжения не помогает даже шипованная резина. В подобной ситуации на помощь приходят цепи противоскольжения. Поговорим более подробно, когда они появились, как их установить на легковую машину и использовать, а также можно ли изготовить девайс самостоятельно.
История цепей противоскольжения
Кто впервые изобрел автомобильные антипробуксовочные цепи для передвижения на колесных транспортных средствах в зимних условиях – доподлинно неизвестно. Существует легенда, согласно которой они появились в начале ХХ века в Альпах. Тогда лыжники-спасатели извлекали с их помощью застрявшую в снегу технику.
Однако факт, что уже в 1914 году быстросъемные автоцепи использовались на каретах скорой помощи, которые обслуживали тыл российской армии. Поэтому если красивая история об альпийских лыжниках и выдумка, то датировка изобретения, которую она приводит, вполне достоверна.
Более правдоподобной выглядит версия, согласно которой цепи для антискольжения были изобретены в США. На севере этой страны, в отличие от большей части Европы, довольно суровый климат. Зимой температура воздуха опускается до отрицательных значений, дороги покрываются льдом. Доподлинно известно, что контрабандисты времен сухого закона 1930-х годов использовали цепи для перевоза алкоголя из Канады. Они ввозили свой товар по льду Великих озер, где пробуксовка неизбежна, а также по заснеженному бездорожью.
Сегодня цепи широко используют для передвижения по льду, бездорожью, грязи. Их применяют как на легковых, так и на грузовых автомобилях.
В зависимости от материала выделяют следующие типы цепей:
- металлические;
- резиновые;
- пластиковые;
- композитные.
В зависимости от назначения приспособления могут быть:
- простые тормозные;
- противобуксовочные.
Также колеса требуется одеть в цепи в случаях, когда их применение предписано знаками, установленными на определенном отрезке дороги.
Надевать девайс ни в коем случае нельзя, если планируется езда по ровному дорожному покрытию, которое полностью (или почти полностью) очищено от снега и льда. Это может повредить дорожное полотно и повлечь для водителя штраф.
Установка цепей противоскольжения
Для того, чтобы правильно установить на колеса противобуксовочные цепи, потребуется выполнить следующие шаги:
- развернуть цепь и разложить их на ровном участке земли (или на полу гаража);
- припарковаться, поставив автомобиль на ручной тормоз;
- накинуть девайс на колеса так, чтобы она равномерно покрыла его поверхность (должно быть накрыто как минимум три четверти шины);
- немного проехать на авто вперед, чтобы можно было покрыть оставшуюся часть колеса;
- соединить края приспособления с помощью имеющихся на нем креплений;
- визуально изучить колесо на предмет крепления девайса.
Таким же образом монтируют оставшиеся цепи. Если водитель уверен в своих силах, он может попробовать устанавливать их попарно (например, одновременно на задние или передние колеса). Однако следует иметь в виду, что это требует большей сноровки и более высокого уровня мастерства управления автомобилем.
Есть и другой способ установки цепного устройства. Он подразумевает поднятие авто с помощью домкрата. Благодаря этому не требуется наезжать на приспособление – его можно смонтировать без изменения положения транспортного средства. Метод подходит только для гаражных условий, так как в дороге часто с собой нет домкрата или отсутствует ровная поверхность, на которой можно было бы поднять автомобиль.
Приспособление следует затягивать поплотнее. Дело в том, что во время передвижения на транспортном средстве крепления ослабевают и девайс начинает слегка болтаться. Если затянуть его недостаточно сильно, после езды в течение определенного времени он и вовсе может слететь.
Достаточно установить цепи на ведущие колеса. Однако следует учитывать, что в этом случае все равно возможна пробуксовка. Поэтому чтобы ее избежать, лучше оснастить приспособлением все 4 колеса транспортного средства.
Особенности эксплуатации
Вот несколько правил, которые касаются эксплуатации приспособления:
- в случае повреждения необходимо немедленно остановиться и демонтировать девайс – в противном случае управление авто может выйти из-под контроля, что приведет к аварии;
- время от времени приспособление нужно проверять, так как во время езды оно может потерять свое первоначальное натяжение (если это произошло, девайс подтягивают).
Существенно «облегчают жизнь» водителю самозатягивающиеся цепи, которые самостоятельно восстанавливают первоначальную силу натяжения.
Цепи противоскольжения: эффективность
Автомобилисты до сих пор ведут споры об эффективности устройства. Если обобщить информацию, которая накопилась в ходе его использования на практике можно сделать следующие выводы:
- приспособление наиболее эффективно для скользкого, обледенелого дорожного покрытия, твердого снега;
- для передвижения по рыхлому снегу или грязи цепи мало пригодны – они приводят лишь к более сильному пробуксовыванию (а иногда и к застреванию колес).
Аналогичного мнения придерживаются и обозреватели крупных автомобильных изданий (в том числе журнала За рулем).
Цепи противоскольжения своими руками
Жесткая противопробуксовочная автоцепь – приспособление, которое вполне можно изготовить своими руками. Для этого потребуется стальная цепь и инструмент для ее обработки. Понадобится выполнить следующие действия:
- измерить диаметр колеса;
- вырезать 2 отрезка цепи, равные ему;
- вырезать поперечные перемычки;
- закрепить перемычки на равном расстоянии друг от друга
- установить на конце изделия болты для его установки на колесо.
Часто самодельное приспособление плохо держится на авто. Поэтому некоторые автомобилисты применяют хитрость – скрепляют его несколькими жесткими резинками с крючками на концах. Это позволяет поддерживать постоянное натяжение устройства во время езды.
Вождение с установленными цепями
При вождении с приспособлением следует соблюдать следующие правила:
- после того, как установлены противоскользящие автоцепи, необходимо отключить противобуксовочную систему;
- ездить нужно более аккуратно, так как управляемость автомобиля в некоторой степени ухудшается.
Альтернативы цепям противоскольжения
В качестве альтернативы приспособлению можно назвать ремни, которые изготавливаются из полимерного материала. Они в гораздо меньшей степени влияют на управляемость транспортного средства. Однако имеют меньшую прочность, вследствие чего ресурс службы ремней существенно меньше.
Также есть браслеты для шин. В отличие от цепи, они не закрывают все колесо, а крепятся лишь в нескольких местах с помощью зацепов. Браслеты положительно сказываются на пробуксовке и проходимости, но меньше влияют на управляемость.