В России представлена обновленная модель автобуса большого класса МАЗ-231062 для пригородно-междугородних перевозок. Эта вместительная и комфортабельная машина сейчас проходит тестовую эксплуатацию в ГУП МО «Мострансавто». Выясняем, в чем особенности новинки, и какие выводы делает перевозчик
МАЗ-231062. Габаритная длина: 12 м. Начало продаж: июнь 2016 г. Цена: от 8,6 млн руб.
Рабочее место водителя выполнено в соответствии с международным стандартом EBSF
Сегмент автобусов для пригородных и междугородних перевозок не отличается большими продажами, на его долю приходится чуть больше 5 % рынка. Между тем именно этот кусок рыночного пирога последнее время генерирует все больше новостных поводов. Здесь и сообщения об успешной сертификации системы ЭРАГЛОНАСС, и доклады о подписании крупных контрактов на поставку техники. Впрочем, многое объясняется тем, что страна вновь готовится к крупным спортивным событиям — Кубку конфедераций и Чемпионату мира по футболу. Игры мундиаля будут принимать сразу 11 российских городов, каждый из них должен обеспечить транспортное обслуживание гостей турнира на самом высоком уровне. Значит, потребуются новые автобусы, причем в большом количестве.
Обновление парков пассажирских автопредприятий уже началось, но под ЧМ-2018 будут нужны не только городские машины, но также автобусы для работы на пригородных и междугородних маршрутах. И Минский автозавод решил напомнить российским транспортникам, что может предоставить в их распоряжение машину, отвечающую самым строгим требованиям: современную, комфортабельную, вместительную и эффективную. Речь идет о модели МАЗ-231062, которая за прошлый год успела объехать несколько профильных выставок в России. Новинка представляет собой рестайлинговую версию автобуса МАЗ-231, а он, в свою очередь, хорошо известен в нашей стране: объем реализации на рынке РФ «двести тридцать первого» за 2015 год составил 47 единиц.
Обновленный 12-метровый «белорус» получил улучшенную комплектацию, которая, как утверждает сам производитель, была приурочена специально к ЧМ-2018. Самое заметное новшество снаружи — светодиодная оптика. Преимущество использования светодиодов в головном освещении — это не только повышенная светоотдача при уменьшенном энергопотреблении, но и длительный срок службы. Внешне машину новой генерации также можно отличить по увеличенным продольным щелям воздухозаборников, которые органично вписываются в контуры задней части бортов.
Внутри пригородно-междугороднего МАЗа — обновленный интерьер. В салоне, в зависимости от планировки, может быть установлено 49 или 51 пассажирское кресло повышенной комфортности, все они оборудованы индивидуальными столиками, багажными сетками, возможностью регулировки сидений относительно друг друга, наклоном спинки и упорами для ног. Каждое пассажирское место оснащено индивидуальным сервисным блоком со светильником и кнопкой связи с водителем. Специально подобранное цветовое решение гармонично сочетает дизайн сидений и текстуру износостойкого напольного покрытия. В темное время суток салон хорошо освещается. При работе на пригородных маршрутах небольшой протяженности МАЗ-231062 может перевозить также стоящих пассажиров — номинальная вместимость в этом случае оставляет 80 человек. Тепло в салоне поддерживает автономный подогреватель Webasto мощностью 30 кВт. В качестве опций автобус оснащается высокопроизводительной системой кондиционирования Konvekta. Предусмотрена установка LCD-монитора диагональю 17”.
Силовой агрегат снизу прикрыт защитным кожухом
Рабочее место водителя скомпоновано вполне типично для машин такого класса. Однако и здесь присутствует много новшеств. Прежде всего, это касается комбинации приборов, где вместо стрелочных указателей теперь цифровой дисплей. Командный пункт выполнен в соответствии с международным стандартом EBSF (European Bus System of the Future), что подразумевает одинаковое расположение органов управления (кнопок приборной панели, подрулевых переключателей, крана стояночного тормоза и т. п.) и соблюдение всех правил эргономики: стандартные регулировки кресла, наружных зеркал и рулевой колонки. В Европе это делается для того, чтобы водитель, пересев в автобус другой марки, освоился как можно быстрее.
Управление дверями осуществляется одной кнопкой
В России пока подобных обязательных требований нет. Тем не менее отечественные автобусостроители, например «Группа ГАЗ», в инициативном порядке внедряют такие решения в свою продукцию.
Наличие багажных отсеков объемом 5 м3 позволяет использовать эту машину на междугородних маршрутах
«Что больше всего нравится в новом автобусе?» — этот вопрос мы задаем Эдуарду Власову, водителю с 26-летним стажем. «Тормоза», — отвечает Эдуард не раздумывая. Действительно, все тормозные механизмы у МАЗ-231 дисковые, плюс системы ABS и ASR в базовом оснащении. Есть здесь и гидравлический ретардер, правда работает он только при включенной передаче — это особенность машин с механической трансмиссией.
Может быть установлено 49 или 51 пассажирское кресло повышенной комфортности
Агрегатная база автобуса, включая переднюю ось, задний ведущий мост и рулевую систему — от ведущих мировых производителей, что ставит МАЗ-231062 в один ряд с автобусами ведущих европейских производителей, таких как MAN и Mercedes-Benz. Автобус оснащен мощным и экономичным 326-сильным турбодизельным двигателем Mercedes-Benz OM926LA экологического класса Евро-5 и механической 6-ступенчатой КП ZF 6S. Силовая установка расположена в заднем свесе. Особенность компоновки моторного и других сервисных отсеков — удобное расположение точек обслуживания (горловины бачков технических жидкостей, доступ к фильтрам) и размещение их за одной крышкой отсека по правому борту, что облегчает обслуживание машины. Межсервисный интервал составляет 30 000 км.
Первый в России МАЗ231062 новой генерации вышел на маршрут «Мострансавто» в январе 2017 года. На сегодняшний день им воспользовались более 3000 пассажиров, а сам автобус выполнил около 200 рейсов и проехал более 16 тыс. км. Несмотря на короткий срок тестирования, специалистам предприятия уже заметны некоторые положительные и отрицательные особенности нового транспорта. Среди плюсов — надежная агрегатная база, небольшой расход топлива, комфортные пассажирские сиденья. Среди недостатков — запотевание стекол в салоне и тугое рулевое управление. За отчетами эксплуатирующей организации внимательно следит завод-изготовитель. Минчане оперативно устраняют все выявленные недостатки.
Особенность компоновки сервисных отсеков — удобное расположение точек обслуживания
- Мощный экономичный двигатель, хороший обзор с места водителя, просторный салон
Одинарное остекление салона, комплектация только механической КП
Технические характеристики
Количество мест для сидения
51
Снаряженная масса, кг
13 400
Полная масса, кг
18 000
Габариты (длина/ширина/высота), мм
11 985/2550/3230
Колесная база, мм
6180
Объем багажного отсека, м3
5
Двигатель
модель
Mercedes-Benz OM926LA, Евро-5
тип
дизельный, рядный, 5-цилиндровый
раб. объем, л
7,2
Мощность, л. с. при мин-1
326 при 1900
Крутящий момент, Нм при мин-1
1500 при 1100–1400
Коробка передач
ZF 6S1701
Подвеска: передняя/задняя
зависимая, пневматическая
Тормоза: спереди/сзади
дисковые
Шины
295/80R22,5
Сервис
Заводская гарантия
1 год без ограничения пробега
Межсервисный пробег
30 000 км
Цена
Базовая/тестируемого автобуса
8 600 000 руб.
Конкуренты
ЛиАЗ «Круиз» (ГолАЗ-5291), MAN Lion’s Regio
АЛЕКСАНДР ЗАЙЦЕВ / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ГУП МО «МОСТРАНСАВТО»
С конца января 2017 года новый автобус МАЗ-231062 проходит испытания на междугороднем маршруте «Мострансавто» №330 «Зарайск — м. Котельники». Этот маршрут выбран не случайно, он обладает большой протяженностью — 153,5 км в одну сторону — и характеризуется высоким пассажиропотоком: в среднем по нему проезжает 831 человек в день. Кроме того, работа в непосредственной близости от Москвы осложняется частыми дорожными заторами. Все эти факторы позволяют проверить заявленные производителем характеристики в напряженных эксплуатационных условиях и получить по итогам объективные результаты. Опытная эксплуатация продлится не менее полугода.
ГУП МО «Мострансавто» постоянно работает над улучшением обслуживания пассажиров, предъявляя соответствующие требования к подвижному составу. В первую очередь, новый подвижной состав должен соответствовать установленным требованиям к безопасности. В нашем случае они регламентируются Техническим регламентом Таможенного союза о безопасности колесных и транспортных средств, а также Правилами ЕЭК ООН N36 «Единообразные предписания, касающиеся сертификации пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции».
Также мы уделяем особое внимание комфорту пассажиров: предъявляем повышенные требования к оснащению салона, наличию оборудования для доступа маломобильных групп граждан, наличию эффективной климатической установки и отопительной системы.
Немаловажно для предприятия и удобство водителя, поэтому новый подвижной состав должен быть оснащен водительским креслом на пневмоподвеске, эргономичным рабочим местом, всеми современными средствами контроля над работой систем автобуса, а также автоматической трансмиссией.
ВИКТОР ХАЛЬЗОВ / ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР ГУП МО «МОСТРАНСАВТО»
Основные преимущества нового автобуса для водителей — мощный экономичный двигатель, хороший обзор рабочего места водителя, анатомические сиденья с большим выбором индивидуальных настроек. Для пассажиров — это просторный салон с удобными креслами, большие багажные отсеки объемом 5 м3.
Основное неудобство, с точки зрения водителей, — механическая (ручная) коробка передач — наше предприятие ориентировано больше на автоматику. Также можно выделить одинарное остекление пассажирского салона, что приводит к появлению наледи на окнах при температуре от –15 °С. Исправить этот недочет поможет применение двойных стеклопакетов.
По итогам двух с половиной месяцев работы средний расход топлива у МАЗ-231062 — 28 л/100 км, тогда как у его основного конкурента в этом сегменте ГолАЗ-5251 «Вояж» этот показатель составляет 37,56 л/100 км. Таким образом, использование МАЗ-231062 позволяет сэкономить в среднем 25% горючего. Добавлю, что в будущем производитель готов предоставить модель, оснащенную гидромеханической коробкой передач, что предпочтительнее в условиях работы автобусов «Мострансавто».
Источник: