Бренд Hyundai пользуется в России несомненной популярностью. Особенно это стало заметно на фоне непростой экономической ситуации. Об автомобильном рынке России в целом и о представленных на нем моделях корейского производителя мы беседовали с исполнительным директором ООО «Хенде Мотор СНГ»
Алексей, 2016 год был непростым для всей автоиндустрии. Как вы его оцениваете относительно бренда, который представляете?
Прошлый год мы считаем для себя достаточно успешным. Судите сами: конец года показал падение автомобильного рынка на 11 % с общим числом продаж в 1,43 млн автомобилей. Во втором полугодии падение рынка замедлилось, а в ноябре даже наблюдался небольшой его рост. Таким образом, можно говорить о некоей фазе стабилизации. Что касается нашего бренда, то мы в прошлом году продали 145 300 автомобилей и обеспечили себе 10,2 % доли рынка, что является очень хорошим результатом. Подобная оценка подтверждается тем, что мы планировали выйти на показатель в 10% и, как видите, план выполнили. Если же говорить о знаковых событиях, то одним из таких стал вывод на рынок в августе прошлого года автомобиля Hyundai Creta. Без преувеличения могу сказать, что этот новый продукт изменил автомобильный ландшафт России. За неполные пять месяцев мы продали 22 000 автомобилей и продолжаем лидировать в этом сегменте и в нынешнем году.
И все-таки что, в первую очередь, позволяло вам сохранять стабильные продажи в непростой экономической ситуации? Сбалансированный модельный ряд? Гибкость стратегии?
Я бы отметил сумму факторов. Да, мы действительно активно пополняем модельный ряд, постоянно выводя на рынок новые модели. Это и новые Elantra и Santa Fe, и обновленная модель Grand Santa Fe. Мы действительно обладаем самым современным на рынке модельным рядом, который постоянно совершенствуется: в феврале нынешнего года мы запустили новое поколение Hyundai Solaris, планируем запустить новое поколение модели i30 и вернем на рынок модель Sonata. Вторым важным моментом я бы назвал наше вхождение в новый сегмент SUV B. Это буквально новый сегмент, а не просто новое поколение продукта. Так же, как во всем мире, в России этот сегмент развивается наиболее активно и является самым перспективным на автомобильном рынке. Россия исторически является страной автомобилей SUV: более 40 % нашего рынка представляют автомобили этого сегмента. И я не сомневаюсь, что в ближайшее время на рынке будет доминировать массовый сегмент SUV B, который мы в большей степени и формируем. Что касается стратегии, то в первую очередь это расширение нашей дилерской сети: в конце прошлого года она составила 168 дилерских центров. Наша дилерская сеть достойно перенесла экономический спад 2015 года. Стратегические решения в области продаж во многом способствовали достижению наших результатов. Достаточно много внимания было уделено и рекламным программам, направленным на продвижение наших основных моделей, главной из которых была модель Solaris.
Далеко не все бренды могут похвастать расширением дилерской сети. В какое русло направлена ваша активность в этом направлении? Освоение новых регионов или увеличение числа дилеров в регионах, уже входящих в сферу вашего влияния?
Мы развиваемся в обоих направлениях. Есть города, которые нам интересны, но пока не имеют официальных дилерских центров Hyundai. К примеру, у нас недавно появился официальный дилер в городе Грозном. В тех городах, которые являются для нас сферой особого внимания, мы усиливаем дилерскую сеть, проводим необходимую реорганизацию, расширяем число наших партнеров. Все это помогает нам удерживать лидирующие позиции. Если говорить о ближайших планах, то к концу году мы рассчитываем довести число наших дилерских центров до 175. Думаю, что в текущей ситуации 175–180 дилеров — оптимальное количество для планируемых объемов продаж на ближайшую перспективу.
Каковы приоритеты в сегментах в ближайшей перспективе? Это по-прежнему SUV?
Вы имеете в виду 2017 и 2018 годы? Самым продаваемым автомобилем в России остается Hyundai Solaris, но, как я уже сказал, одним из основных трендов нынешнего года, и это заложено в стратегии нашего развития, является существенное увеличение доли SUV. С запуском модели Creta у нас уже половина продаж приходится на кроссоверы. И это очень хорошо как для имиджа компании, так и для успешной работы дилерской сети и, в итоге, для клиентов. В нашей линейке есть и Creta, и Tucson, и Santa Fe, и Grand Santa Fe. Модельный ряд позволяет удовлетворить потребности всех наших клиентов. Это делает наш бренд особо привлекательным и, соответственно, наш бизнес более устойчивым. Не думаю, что доля внедорожников превысит половину всех наших продаж, но, согласитесь, половина — это существенный результат.
Многие премиальные бренды были уверены, что кризисные явления их коснутся в меньшей степени. Но эти надежды сбылись не у всех. В то же время наличие модели премиум-класса в линейке бренда говорит о возможностях марки, о ее технологических кондициях. Нет ли у Hyundai намерений развивать это направление?
В сентябре прошлого года мы запустили бренд Genesis, который был представлен как отдельное направление, и на который мы делаем особую ставку. В марте этого года мы запустили уже вторую модель G80, а к концу года подготовим к запуску премиальный седан G70. Отличительными чертами всей линейки Genesis, как, впрочем, и всей философии бренда, стали великолепный дизайн, высокие технологии и, в том, что касается России, обязательный полный привод. Несмотря на доступность заднеприводных автомобилей Genesis для нашего рынка, мы решили предлагать только полноприводные модификации всех моделей. И опыт показал, что мы не ошиблись: эта спецификация действительно очень привлекательна. Сейчас мы собираемся инвестировать большой объем средств в продвижение бренда Genesis. Вывод марки Genesis — событие, которые в автоиндустрии происходят нечасто. Но мы считаем, что, несмотря на непростую экономическую ситуацию, это верный момент, чтобы выйти на рынок. Вы правы, когда говорите, что премиальный сегмент сегодня чувствует себя не так хорошо, как хотелось бы. Но именно это и дает нам дополнительные шансы.
Чем для Hyundai Motor является Genesis — демонстрациий технологических возможностей компании или определенным этапом развития?
Безусловно, Genesis — это продукт, в основу которого заложены самые высокие технологии. Но за этим стоит четкая долгосрочная стратегия отдельного бренда. К 2020 году в России будут представлены шесть совершенно новых моделей, и реализацией автомобилей Genesis будет заниматься отдельная дилерская сеть. У нас уже были успешные эксперименты с моделью Equus, но это было некое премиальное ответвление модельной линейки Hyundai. С Genesis решение более серьезное — это отдельный, самостоятельный бренд со своей стратегией, со всей необходимой атрибутикой. Насколько российское представительство Hyundai Motor свободно от головного офиса в плане принятия решений? Россия является для Hyundai Motor одним из ключевых рынков (если быть точным, то мы на пятом месте в мировом рейтинге), мы располагаем собственным заводом и всей необходимой инфраструктурой, поэтому уровень свободы в принятии локальных решений у нас очень высок. Со стороны головного офиса так же высок и уровень доверия к тому, как мы здесь ведем свой бизнес.
Для того чтобы сегодня успешно продавать автомобили в России, помимо широкого модельного ряда необходимы и специальные программы…
Действительно, сегодня, несмотря на макроэкономическую стабилизацию, уровень реальных доходов населения если и вырос, то крайне незначительно. Да и инфляция на автомобильном рынке высокая: в связи с девальвацией рубля все производители скорректировали цены на автомобили. И то, что человек мог позволить себе три-четыре года назад, сейчас либо не может позволить в принципе, либо эта покупка для него весьма обременительна. Тем не менее я убежден, что доля продаж в кредит в России пока еще далека от предельной — для нашей марки такие продажи сегодня составляют 45 %. Но, оценивая существующие тенденции, мы видим, что в этом году доля кредитных продаж должна вырасти до 60 %, а в последующие годы достичь 85 %, как это происходит на развитых рынках. В апреле нынешнего года мы запустили программу «Старт». Это первая на рынке инновационная программа с гарантированной банком остаточной стоимостью автомобиля, что обеспечивает клиенту определенный уровень свободы. Такая программа позволяет снизить ежемесячный платеж ровно в два раза по сравнению с обычным кредитом при том же проценте предоплаты. И через три года у клиента есть выбор: либо он просто отдает автомобиль, не выплачивая те самые 45 %, которые берет на себя банк, либо мы рекомендуем ему поменять этот автомобиль на новый. Сегодня модельный ряд меняется очень быстро — каждые полтора-два года происходит обновление моделей, а каждые три-четыре года приходит новое поколение автомобилей. И сейчас покупать машину, планируя эксплуатировать ее лет пять, наверное, недальновидно. Мы рекомендуем нашим клиентам менять автомобиль как можно чаще и создаем для этого все условия. Как раз на это и рассчитана наша программа «Старт», на которую мы делаем ставку как в этом году, так и на последующие годы.
Источник: