Автомобилисты со стажем их еще вспомнят. Они были почти у каждого. А вот теперь не найти — ушли в прошлое. Вспомним же этих неброских героев.
1. МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ УГОЛКИ
В свое время небольшой металлический уголок, а то и два, в обязательном порядке лежали в багажнике у каждого уважающего себя автомобилиста. А нужны они были для того, чтобы оторвать прикипевший борт покрышки от диска. Конечно, можно было обойтись и без них: попрыгать на покрышке каблуками, положить на нее доску и наехать машиной, придавить покрышку домкратом… В магазинах встречались ручные приспособления наподобие огромных клещей с длинной ручкой. Но доступней и быстрей было упереть уголок в место, где покрышка примыкала к диску, и парой ударов увесистого молотка «разорвать их союз». Сегодня мало кто бортирует колеса на дороге. Сеть шиномонтажных мастерских разрослась, есть даже выездные шиномонтажники, цены доступны, и смысл самому заниматься этой тяжелой и грязной работой пропал. К тому же на специализированном станке в мастерской покрышку разбортируют куда более гуманно и профессионально. А посему уголок из обихода автолюбителей исчез.
2. МОНТАЖКИ
В свое время одна или даже две монтажные лопатки входили в штатный комплект инструмента. Порой короткие, с острыми необработанными краями, но они были. Знающие автолюбители сразу брали их в оборот и доводили до ума, сглаживая на наждачном круге края, чтобы потом при работе не повредить камеру. Камеры были в жутком дефиците, и обращаться с ними приходилось очень осторожно. Если штатные монтажки отсутствовали, их обязательно докупали. Особым шиком было заказать легкую и прочную монтажку из титана у какого-нибудь знакомого слесаря-фрезеровщика с «оборонного завода». Такую считали хорошим подарком, холили и лелеяли, хвастались перед друзьями. Сегодня же монтажек в магазинах полно, самых разных, но пользуются ими в основном на сервисах, а в штатном наборе инструмента к автомобилю ее уже не встретить.
3. ЗАПАСНАЯ КАМЕРА
Отправиться в дорогу, не имея в запасе этот ценный предмет, считалось верхом безрассудства. Порой латаная-перелатаная, иссохшая и потрескавшаяся от времени, но еще способная держать воздух, она все же грела душу автомобилисту-путешественнику, и, если не дай бог что, он всегда мог на нее положиться. С распространением бескамерных шин камеры почти исчезли, но есть еще те, кто возит их в багажнике на всякий случай. Например, чтобы вставить в проколотую бескамерную покрышку. В принципе, если «кругом тайга/пустыня/степь» и нужно доехать до цивилизации, вариант не самый плохой. Но постоянно ездить на «починенном» таким образом колесе мы настоятельно не рекомендуем. Камера нарушает балансировку колеса, что неизбежно ведет к проблемам с управляемостью и ускоренному износу шины.
4. СЫРАЯ РЕЗИНА
А вдруг запасная камера начнет спускать? Или произойдет еще один прокол? Что, стоп-машина? Нет. Рачительный шофер подготовил еще одну линию обороны: кусок сырой резины. Суть процесса заключалась в следующем. Место прокола камеры тщательно зачищали, потом обезжиривали, мазали резиновым клеем, и накладывали заплатку из сырой резины. После все сдавливалось вулканизатором (см. ниже). Под действием температуры сырая резина превращалась в обычную и намертво скреплялась с камерой, фактически становясь с ней одним целым. Главное было не упустить момент, чтобы сырая резина не пересохла. В противном случае она дубела и трескалась. Сегодня камер в колесах почти не осталось, а для вулканизации самих покрышек применяют стационарное оборудование. Так что необходимость возить с собой сырую резину отпала, тем паче что заделать прокол в бескамерной шине проще и удобнее специальным жгутом.
5. ВУЛКАНИЗАТОР
Ну, а раз пропала необходимость в сырой резине, то нет смысла возить в багажнике и вулканизатор. Они, кстати, были трех типов: бензиновые, электрические и бензоэлектрические. Первые были полностью автономными и позволяли отремонтировать камеру, что называется, в лесу. В верхнюю емкость этого устройства наливали бензин, а дно ее служило «пяткой», которой придавливали сырую резину к камере посредством интегрированной струбцины. Бензин горел, «пятка» грелась, резина сваривалась – в итоге камера обзаводилась заплаткой. Принцип действия электрического вулканизатора тот же, только пяту грел термоэлемент, который запитывался от электросети автомобиля. Это было куда удобнее — без открытого огня и с более точным поддержанием температуры. Существовали и универсальные вулканизаторы, работающие и от жидкого топлива, и от электричества. Они давали надежду тем, кто проводил много времени в дороге. Сегодня все эти устройства еще встречаются в продаже, ими пользуются велосипедисты и владельцы старых мотоциклов. А вот у автолюбителя вулканизатора уже не встретишь, тем более в багажнике его с собой никто не возит.
Источник: