AC Cobra, продаваемый в США как Ford/Shelby AC Cobra и часто упоминаемый в разговорной речи в этой стране как Shelby Cobra, является британским спортивным автомобилем с американскими двигателями. Весь проект был мотивирован легендарным американским гонщиком и автомобильным конструктором Кэролом Шелби, который усовершенствовал автомобиль и пилотировал его с финансовой поддержкой со стороны Фонда Форда.
Проект начался в 1962, когда Кэрол Шелби закупил пару фордовских Fairlane V-8 и поместил их в модифицированную версию небольшого, двухместного родстера, созданного очень маленьким британским изготовителем AC Cars. Только 75 первых образцов Cobra Mark I были произведены с двигателем объёмом 260 кубических дюймов (4.3 л), прежде чем Шелби стал использовать V-8 большего объёма, 289 (4.7 л), с которым было выпущено 51 машин.
В конце 1962-го Алан Тернер, главный инженер AC Cars, завершил основное конструктивное изменение передней части автомобиля для размещения механизма реечной передачи рулевого управления, всё ещё используя подвеску на поперечной листовой рессоре. Новый автомобиль был запущен в производство в начале 1963 года под названием Mark II. Рулевая рейка была позаимствована у MGB, тогда как новая рулевая колонка перенята от Volkswagen Beetle. Габариты Mark II остались прежними, как и у Mark I — 3,848 × 1,549 × 1,245 мм с колёсной базой 2,286 мм — но собственная масса увеличилась с 916 до 1,050 кг. Всего к лету 1965 года было выпущено 528 образцов Mark II.
Сезон 1963 года стартовал отлично для Шелби, поскольку его Кобры 289 выиграют 1-й и 2-й места в Риверсайде. В этот период команда Shelby Cobra представляла угрозу для Ferrari на международных состязаниях и почти всюду полностью доминировала над царством Корветов, Ягуаров, Порше и Мазерати.
Модификация Mark II оказалась настолько успешной, что многие владельцы Кобр 260 модернизировали свои автомобили новым двигателем. Эти 289 были наделены отличным соотношением мощности к весу, обусловленным заявленными 920 кг и выдаваемыми 271 л. с. Он был искромётно быстр: до 60 миль в час ускорялся за 5.2 секунды, конечное время на четверть мили занимало 13.8 секунд, предел скорости достигал до 225 км/час. Производительности автомобиля также способствовало шасси, которое весило значительно меньше, чем Corvette. При этом он мог управляться намного лучше благодаря своему низкому весу, хорошему центру тяжести и использованию нового реечного рулевого управления.
После первых успехов в этом сезоне заводская команда подготовит шесть автомобилей для 12-часовой гонки в Себринге. Эти автомобили имели некоторые специальные вариации, в том числе быстросъемные шплинты на передних тормозах, колёса из магниевого сплава Halibrand и, впервые, реечное рулевое управление. Ряд других изменений был связан с подгонкой между корпусом и шасси и прочих мелких регулировок, которые помогли бы работоспособности команды в течение 12-часовой гонки. К сожалению, несмотря на все изменения и регулировки производительности, только один автомобиль смог в итоге добраться до финиша гонки.
Таким образом, Кобра стала терять своё господство в гонках. В 1964 Шелби попытался использовать более крупный двигатель Ford FE в 390 кубических дюймов (6.4 л). К сожалению, автомобиль не смог получить должного развития, в котором он нуждался, поскольку ресурсы были нацелены на взятие короны от Феррари в классе GT. Кен Майлз, популярный гонщик и инженер, ездил и состязался на таком Mark II, обозвав в итоге его «дерьмом». Он не смог финишировать с затухающим двигателем из-за неисправности заслонки. Поэтому пришлось создать новый автомобиль в содружестве с Форд в Детройте.
Новое шасси было создано с использованием 4-дюймовых (вместо 3-х) основных труб шасси и подвеской на цилиндрических пружинах кругом. Новый автомобиль, названный Cobra Mark III, также имел широкие крылья и крупные радиаторные щели. Он был запущен и эксплуатировался в 1965–1967 годы с V8 в 427 кубических дюймов (7.0 л), который вырабатывал 425 л. с., разгоняющие его до 262 км/час. Однако этот впечатляющий автомобиль потерпел финансовую неудачу и не имел хорошего сбыта. В общей сложности было произведено 320 таких Кобр. Кэрролл Шелби прекратил импорт шасси /кузовов в 1967 году, но после этого AC Cars до 1969 продолжал производить автомобили 289 MkIII без приставки Cobra в Великобритании с двигателем 289 кубических дюймов. К сожалению, было продано только 32 машины. Однако они успешно пилотировались многими каперами и продолжали выигрывать гонки от начала до конца 1970-х.
Сегодня оригинальный экземпляр Shelby Cobra может продаваться за 1.5 млн $. Так, например, в августе 2011 года Gooding & Company устроила аукцион в Пебл-Бич. Одним из автомобилей, предлагаемых на аукционе, оказался 1963 Shelby Cobra 289 заводской команды. Шасси под номером CSX2129 было завершено в марте 1963 и отправлено в Лос-Анджелес. По прибытии автомобиль немедленно был преобразован в спецификацию Себринг. Он был модифицирован изнутри и снаружи и увенчан ярко-красной отделкой. В итоге он станет единственным из группы, обладающим красным покрытием.
Этот образец, выставленный на аукционе, с лёгкими повреждениями от участия в гонках оказался действительно редкостным экземпляром. Его внушительная история, спортивные успехи и относительно небольшой пробег с ухода из гонок способствовали тому, что CSX2129 в итоге был продан за 2.585 млн $.
Автор Vlad Gamd
Источник: