Jaguar XKSS был преобразованной версией гоночного автомобиля Jaguar D-Type для автомобильных дорог различного назначения.
После снятия Ягуара с соревнований в конце 1955 года, некоторое количество завершённых и частично укомплектованных D-типов остались непроданными на заводе Browns Lane в английском Ковентри. В попытке компенсировать часть инвестиций, осуществлённых в строительстве этих неиспользованных шасси, и использования прибыльного американского рынка для высокопроизводительных европейских спорткаров сэр Уильям Лайонс, основатель компании Jaguar, решил преобразовать это количество в обычную дорожную спецификацию. Только незначительные изменения были внесены в основную конструкцию D-type, что проявилось в добавлении двери со стороны пассажира, уборке хвостового стабилизатора и устранении перегородки между сиденьями водителя и пассажира. Кроме того, были внесены изменения по косметическим, комфортным и правовым соображения. В частности, были добавлены: обрамленное хромом ветровое стекло во всю ширину; боковые стёкла в обеих дверях; складывающаяся тканевая крыша для защиты от атмосферных воздействий; передние и задние хромированные бамперы; тонкие полоски из хрома по краям передних световых обтекателей и установлены выше на крыльях задние фонари XK140. Чтобы придать некоторую степень полезности, в задней части Jaguar был также установлен багажник.
Все остальное было полностью от D-Type. Оснащённый прямым 6-цилиндровым DOHC двигателем объёмом 3442 куб. см, тремя 45-миллиметровыми карбюраторами Weber, 37-галлонным топливным баком и 12.75-дюймовыми дисковыми тормозами Dunlop, XKSS был именно тем, для чего предполагался — уличным гоночным автомобилем. Выходная мощность в 250 лошадиных сил была способна разогнать автомобиль до максимальной скорости почти 150 миль в час, ускоряясь с места до 60 миль в час менее чем за 6 секунд. XKSS с собственным весом 1012 кг мог также спринтовать до 100 миль в час приблизительно за 13 секунд.
Процесс переделки D-Type в XKSS был удивительно прост. Так прост, на самом деле, что сборка прототипа, шасси XKSS701, с колёсной базой в 2301 мм и общей длиной в 3988 мм, как говорят, заняла всего лишь три дня. Прототип XKSS был быстро отправлен в США на Нью-Йоркский автосалон 1957-го, где он был хитом. Даже с ценником 6900 $ по бухгалтерским книгам автомобиль получил заказы на 25 машин. Партию из пяти D-type сразу извлекли из хранения и отправили в отдел технического обслуживания на завод Jaguar в Browns Lane для переделки.
Автомобили были всё ещё там в ночь на 12 февраля, когда вспыхнул пожар в главном здании сборочной линии и распространился на отдел технического обслуживания. Почти 300 автомобилей были превращены в металлолом, в том числе пяти D-type, и все специальные инструменты и деревянные болванки, необходимые для формирования пышного кузова D-type.
Это был конец проекта XKSS. Из 21 автомобилей, запланированных к первому запуску, было построено только 16. Не входя в подробности, две машины отправились в Канаду, один в Гонконг, а остальные в США, где среди состоятельных владельцев оказался кинозвезда и фанат автогонок Стив Маккуин, который вовсю использовал XKSS713 вокруг Лос-Анджелеса, называя его «Зелёной Крысой».
Очень интересна судьба этого XKSS. Маккуин любил его за чистокровность и скорость. Он собрал так много штрафов за превышение скорости в свой первый год, что дважды был близок к приостановке своей лицензии. Актёр купил его в 1958 году после того, как получил гонорар за свой сериал «Разыскивается: Живым или мёртвым». Он увидел белый Jag с вишнево-красной обивкой возле студийной автостоянки и убедил его владельца, телеведущего Билла Лейдена, расстаться с ним. Через нескольких дней, он имел автомобиль, перекрашенный в его любимый темно-зелёный цвет, с гоночными колёсами Dunlop, отполированными до зеркального блеска, и интерьером, повторно отделанным богатой чёрной кожей.
В начале 70-х актёр участвовал в крупных кольцевых гонках, но чувствовал, что его Jaguar слишком редкий, чтобы рисковать. Он продал его владельцу казино Биллу Харра из Рино, штат Невада, имеющему в коллекции 1400 автомобилей, но только при условии, чтобы автомобиль никогда не эксплуатировался или выставлялся на продажу, и что Маккуин мог выкупить его по первоначальной цене.
После смерти Харры Маккуин попросил машину обратно под первоначальным соглашением, но получил отказ от нового менеджмента. Только после длительной судебной битвы он смог вернуть Jaguar, который сохранил до своей смерти в 1980 году, завещав его своим детям, Чеду и Терри. Наследники Маккуина вынуждены были продать XKSS из-за необходимости уплаты налога на наследство, которое состояло из 133 мотоцикла и 35 автомобилей. В ноябре 1984 года автомобиль был продан с аукциона в Imperial Palace Hotel в Лас-Вегасе всего за 150 тыс. $ другу Маккуина, Ричарду Фрешмену, которому обновили автомобиль эксперты Ягуара в Англии из Lynx Engineering.
В наши дни XKSS Маккуина принадлежит Марджи и Роберту Петерсенам, основателям музея Петерсена в Лос-Анджелесе.
Что касается цены в размере 150 тыс. $, заплаченной Ричардом Фрешменом в 1984-м, то она, мягко говоря, считается смехотворной. Сегодня, любой из 16 оригинальных автомобилей XKSS может принести свыше 1 млн $. Но для тех, кому повезёт владеть одним из 16 оригинальных XKSS острые ощущения только от езды на этих машинах стоят намного больше 1 млн $. Они признаны бесценными.
Автор Vlad Gamd
Источник: