Завод Ford Sollers. Как собирают «Форды» в Татарстане

Интегрированное в экономику России совместное предприятие Ford Sollers намерено наращивать объемы локализации автокомпонентов. И это при том, что расположенное в свободной экономической зоне Алабуга производство уже сегодня выпускает по технологии полного цикла три модели автомобилей, включая Ford Transit. Ближайшие планы компании мы узнали, побывав в Татарстане.

Готовые кузова выборочно проверяются на соответствие геометрическим размерам.

Одним из ключевых факторов организации подобных Ford Sollers предприятий является локализация компонентной базы. К примеру, более 60 % произведенных в России легковых автомобилей относится к моделям с высоким уровнем локализации (50 % и выше). Спроектированы они на базе платформ ведущих мировых автопроизводителей (Renault–Nissan, Hyundai и Volkswagen). При этом есть конгломераты, их около 29 % легковых и легких коммерческих автомобилей, которые приходятся на модели, спроектированные на базе российских автомобильных платформ — Lada B, Lada-110, -2121, «Газель Next», ГАЗ-2310, U452, U469, 3160 UAZ.

Испытаниям подвергаются и точки сварки: с конвейера снимается кузов и разрывается по швам.

В список предприятий, по праву называющихся российскими, входит и СП Ford Sollers с четырьмя заводами и полномасштабным центром НИОКР, занимающимся адаптацией и локализацией своей линейки автомобилей. Предприятие выпускает семь моделей, среди которых Focus и Mondeo на заводе во Всеволожске, Fiesta и EcoSport в Набережных Челнах, Explorer, Kuga плюс коммерческие Transit в Елабуге. По большей части такая стратегия направлена на снижение логистических затрат и оптимизацию налогообложения. Обычно считается, что продукция сборочного производства ориентирована в основном на удовлетворение потребности внутреннего рынка и не имеет существенных экспортных перспектив. Действительно, в большинстве своем локальные автосборочные заводы обеспечивают ограниченную передачу компетенций в области инжиниринга, развития технологий и производственных систем и, следовательно, могут лишь незначительно способствовать росту национальной экономики. Опровергая суждение об отверточной сборке, СП Ford Sollers на сегодня инвестировало в российскую экономику $1,5 млрд, запустив пять новых моделей и завершив очередную стадию локализации 300 компонентов. Также в 2015 году совместное предприятие вложило в $275 млн в завод по производству двигателей. С его конвейера сходят три версии бензинового мотора Duratec объемом 1,6 л, который устанавливают на производимые в России модели Fiesta, Focus и EcoSport. Все то же производство в Елабуге в апреле 2015 года перешло на технологию полного цикла, включая сварку и окраску. В ходе подготовки к запуску линий была проведена модернизация мощностей и установлено оборудование последнего поколения, в том числе лазерный сварочный модуль, а также новое роботизированное оборудование, включая пост контроля геометрии кузова.

Один из постов на заводе, где проводят визуальную приемку собранного кузова.

Подтверждая намерение перейти на новую ступень генерации добавленной стоимости, компания приняла решение о локализации производства и коробок передач в России и даже обсуждает возможности их поставок для других автопроизводителей, сообщил президент Ford Sollers Адиль Ширинов. Он рассказал также: «Локализация двигателей для нас пройденный этап. Мы уже приняли решение о локализации коробок. Посмотрим с партнерами и, возможно, поделимся с кем-то из производителей оборудования. Потенциальные заказчики уже обращались к нам. Точно так же, как «Группа ГАЗ» поставляет нам коленвалы». Кроме того, Адиль Ширинов сообщил, что компания может до середины года подписать специнвестконтракт (СПИК) с Минпромторгом. В настоящее время идут связанные с этим формальные процедуры.

Крышу Ford Transit как отдельный элемент сваривают на выделенном участке.

В целом же одними из важнейших факторов конкурентоспособности являются характеристики продукта. Российский рынок обладает пониженными сертификационными требованиями, по сравнению с развитыми рынками (США, Япония, Евросоюз и др.). Ориентация крупных российских производителей («АвтоВАЗ», «КАМАЗ», «Группа ГАЗ») преимущественно на внутренний рынок приводит к отсутствию мотивации развития продукта и, соответственно, невысокому уровню затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по сравнению с расходами крупнейших мировых автопроизводителей. В среднем мировые бренды тратят на инновации не менее 4 % выручки в год, что существенно выше расходов российских компаний, где этот показатель, как правило, не превышает 1–1,5 %. Столь низкий уровень затрат на разработки обусловлен еще и пониженной платежеспособностью потребителей автомобильной техники, и нестабильностью валютного рынка. Что, естественно, влияет на срок или вообще возможность возврата инвестиций. Это суждение подтверждает и бухгалтерская отчетность СП Ford Sollers: предприятие весьма сложно движется к точке безубыточности, но с большими надеждами на отечественный рынок.

Высокий уровень автоматизации позволяет экономить время и обеспечить качество сборки.

С конвейера сходят три версии бензинового мотора Duratec объемом 1,6 л.

Предприятие вложило $275 млн в завод по производству двигателей.

На основании данных Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), Ford Transit лидирует в классе легких коммерческих автомобилей среди моделей иностранных брендов в России по итогам 2017 года. Общие продажи линейки коммерческих автомобилей Ford составили 9600 единиц. Это соответствует доле в 31,6 % от объема продаж моделей LCV иностранных брендов и росту в 9,2 % по отношению к предыдущему году. Производство Ford Тransit VI поколения стартовало в России на заводе в Елабуге еще в начале 2012 года, и в настоящее время автомобили комплектуются там 2,2-литровым дизелем Duratorq и 6-ступенчатой механической трансмиссией. Наличие российского центра НИОКР у Ford Sollers позволило разработать свыше 55 модификаций специального назначения. Из них в 2017 году был приобретен 9031 автомобиль Ford Transit, что на 62,4 % больше, чем в предыдущем году. К 2020 году общий объем рынка LCV в России составит 170 тыс. машин, а к 2025 году — 220 тыс., что соответствует самым высоким значениям докризисного периода, следует из Стратегии развития отечественного автопрома. И на этом активно восстанавливающемся рынке немалую долю должна занять продукция Ford Sollers, рассчитывают в компании.

Участие роботизированной техники уже давно стало обыденным делом для предприятия.

Источник: 5koleso.ru

Оцените статью
Авто клуб Попутный ветер
Добавить комментарий