Закажи прохладу:как выбрать кондиционер для автобуса

С приходом весенне-летнего сезона у владельцев автобусов растет интерес к «нештатным» кондиционерам. Расскажем, что нужно знать при выборе этого оборудования

Еще совсем недавно кондиционер на коммерческом транспорте считался роскошью. Исключение составляли разве что большие туристические автобусы, поставляемые с таким оборудованием в заводском исполнении. Однако критерии стандартов комфорта в общественном транспорте в последнее время существенно поменялись. И вот уже никто не удивляется, что обязательным условием для поставки городских автобусов в крупных российских городах становится наличие кондиционера. Все шире распространяется такое оборудование и на спецтехнике, и даже на грузовиках. В летний период применение кондиционера дает прямой экономический эффект — улучшает реакцию и повышает производительность работы водителей грузовиков и операторов спецтехники. А в примере с общественным транспортом четко поддерживаемый воздушный поток сохраняет хорошее самочувствие пассажиров и позитивно влияет на имидж перевозчика.

В выигрышном положении при этом находятся те, кто покупает новую технику — практически всегда ее можно заказать со штатным кондиционером. Гораздо сложнее климатизировать уже находящиеся в эксплуатации транспортные средства. Кроме того, производителям шасси часто невыгодно устанавливать такое оборудование «в базе» по причине его относительной дороговизны. А монтаж надстройки (или переоборудование, например, цельнометаллического фургона в микроавтобус) происходит уже тогда, когда инсталляция кондиционера, аналогичного штатному (так называемой сплит-системы, компоненты которой разведены по различным местам установки), требует неприемлемых затрат.

Именно это и определило популярность на рынке коммерческого автотранспорта и спецтехники кондиционеров, у которых большинство компонентов — испаритель, конденсатор, осушитель и блок управления — объединено в накрышный блок. Вне его оказывается только компрессор для хладагента, который работает от двигателя транспортного средства и ставится, соответственно, в моторном отсеке. Такая конструкция ускоряет и упрощает установку: нужно только закрепить накрышный блок и компрессор, соединить их между собой шлангами и подключить электропроводку.

Высокая конкуренция на мировом рынке накрышных кондиционеров заставляет производителей работать над снижением веса и высоты моноблока (в том числе для улучшения аэродинамических свойств), шума и потребления электроэнергии.

В стандартный монтажный комплект входит воздухораспределительная панель с органом управления

К сожалению, вследствие низкой востребованности кондиционеров в России не все эти производители представлены на нашем рынке. Зачастую предлагаются азиатские подделки по принципу «сколько стоит, на столько и работает» — если кондиционер в машине нужен только «для галочки», это часто устраивает и установщика. Тем интереснее изменения в ассортименте тех немногих мировых лидеров отрасли, которым удалось закрепиться на российском рынке.

Сегодня мы говорим о немецком концерне Webasto, известном у нас, конечно, прежде всего, автономными отопителями (имя «Вебасто» стало нарицательным в этой сфере), но уже давно продвигающем на наш рынок свои кондиционеры. И небезуспешно — фирма Spheros, созданная в 2006 году на базе автобусного подразделения Webasto, поставляет большую часть мощных кондиционеров на конвейеры российских автобусных заводов («Группа ГАЗ», ОАО «НефАЗ»).

Линейка оборудования Diavia для климатизации кабин грузовиков, фургонов и специальной техники представлена кондиционерами производительностью до 10 кВт

В 2012 году в концерн Webasto вошел один из ведущих европейских производителей кондиционеров — итальянская компания Diavia.

Стоит заметить, что бренд Diavia не только давно известен на европейском рынке накрышных кондиционеров, но и поставляет те самые сплит-системы на конвейеры многих мировых автопроизводителей. А значит, работает по самым высоким стандартам качества и организации поставок. Забегая вперед, отметим, что Diavia, являясь официальным поставщиком на конвейер, предлагает специальные решения и в части альтернативы оригинальному оснащению. К примеру, практически любой европейский микроавтобус, вышедший с конвейера в бюджетной комплектации, можно дооснастить штатной сплит-системой в процессе эксплуатации. Требуется лишь заказать специальный комплект — у Webasto они всегда есть в наличии.

Что же касается накрышных кондиционеров, то в настоящее время Webasto предлагает такое оборудование в составе двух модельных рядов: Diavia и Compact Cooler. Представленные на российском рынке модели покрывают широкий диапазон хладопроизводительности и областей применения. Расскажем о них подробнее.

СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ АВТОБУСОВ

Сегодня ассортимент больших накрышных кондиционров Diavia, которые применяются в салонах автобусов вместимостью до 35 пассажиров, вахтовых, спасательных и других специальных автомобилей, включает четыре модели: Panama (хладопроизводительность 10,5 кВт), Smirne (11,7 кВт), Madrid (15,5 кВт) и Santana L/XL (18 кВт). Распределение воздушного потока центральное у Smirne или боковое (с выводом в каналы) у остальных моделей. В качестве опции (у Madrid в «стандарте») они могут работать не только в режиме рециркуляции (забор воздуха из охлаждаемого помещения), но и в динамическом (с подмесом свежего воздуха). Самая мощная модель Santana доступна также в исполнении для двух независимых охлаждающих контуров, каждый хладопроизводительностью по 9 кВт и со своим компрессором, но все в одном накрышном блоке. Кроме того, на базе «Сантаны» можно создать сплит-систему на 20 кВт, также в исполнении одиночного или параллельного контура (с одним или двумя компрессорами соответственно). В стандартный монтажный комплект входят воздухораспределительная панель с органом управления, шланги для хладагента длиной 12 м, соединительные фитинги и комплект крепежа. У модели Panama — дополнительно каналы воздухораспределения: начальный, промежуточный и конечный, а также заглушки для них. Кондиционерами Panama, в частности, оснащаются микроавтобусы производства ПКФ «Луидор».

Компрессор, который работает от двигателя, размещается в моторном отсеке

КОМФОРТ ВОДИТЕЛЮ

Линейка оборудования Diavia для климатизации кабин грузовиков, фургонов и специальной техники представлена накрышными кондиционерами хладопроизводительностью до 10 кВт. Это модели Portofino (4 кВт), Rimini (6,2 кВт), Turin (8,4 кВт). Все они имеют центральный забор и центральный выход воздуха и могут работать только в режиме рециркуляции. Накрышный блок имеет небольшую высоту, что снижает сопротивление воздуха и уровень шума благодаря наклонному конденсатору и оптимизированному потоку воздуха через теплообменник, а аэродинамическая форма моноблока органично вписывается в дизайн современных автомобилей.

Накрышный блок имеет небольшую высоту, что снижает сопротивление воздуха

Для транспортных средств, располагающих мощными источниками электрического тока, предлагаются две модели кондиционеров — Cool Top Vario 10E (1 кВТ) и Compact Cooler 4E (3,5 кВт), у которых компрессор и электромотор интегрированы в накрышный блок.

Это оборудование отличается компактностью и простотой в установке (по схеме plug and play), особенно при наличии проема под люк в крыше: не нужно прокладывать шланги и заправлять кондиционер (поставляется уже заправленным). Девайс работает независимо от маршевого двигателя, уменьшая его износ и сокращая расход топлива. Такими кондиционерами хорошо пользоваться на стоянке. Потребляемая мощность у моделей СТ Vario и Compact Cooler 4E составляет 480 и 1630 Вт соответственно. Обе модели имеют защитную систему отключения при чрезмерном падении напряжения в бортовой сети.

ПОДОЙДЕТ НИЗКОПОЛЬНИКАМ

В 2010 году Webasto представила в России новую концепцию климатических установок для городских низкопольных автобусов — кондиционер Citysphere c максимальной хладопроизводительностью до 10 кВт. Комфорт в салоне создается за счет охлаждения не всего объема одновременно, а небольшого слоя воздуха под потолком, где создается сильный воздушный поток. При этом сквозняки в том слое, где находятся пассажиры, не возникают. Таким образом, сдвиг по так называемой линии комфорта ISO, когда не менее 85 % находящихся в помещении чувствуют себя комфортно, производится не путем снижения температуры, а за счет усиления движения воздуха. Кроме того, компрессор Citysphere имеет привод не от двигателя автобуса, а от электромотора, расположенного в накрышном блоке. Общее потребление тока при этом не более 72 А. Такая конструкция обеспечивает независимость производительности кондиционера от двигателя автобуса. Соответственно, в городских условиях движения с частыми остановками и пробками не требуется большой запас номинальной производительности.

Модель вполне компактна, установка сводится к креплению накрышного блока размером 1180х860х240 мм. Не нужно прокладывать шланги и заправлять его хладагентом. Также новая система воздухораспределения позволяет отказаться от прокладки воздушных каналов в салоне, что делает Citysphere чуть ли не единственным кондиционером, реально приспособленным для дооборудования салона автобуса среднего и большого класса.

Для серийной установки «Вебасто» в России предлагает также комплексные индивидуальные решения, включающие необходимый ассортимент комплектующих. Пока именно в таких случаях возможно подключение, например, отопительного контура, выносного компрессора с электроприводом от промышленной сети и т. д.

Mонтаж кондиционера Panama на микроавтобус Mercedes-Benz Sprinter 909

Привлекательной кажется также возможность получить климатическую систему «под ключ» (и отопление, и кондиционирование) от одного поставщика. Наконец, немаловажный фактор — широкая сервисная сеть Webasto как в России, так и во всем мире — соответственно, фирма гарантирует техническую поддержку при экспорте транспортных средств, в т. ч. малыми сериями.

Технические характеристики кондиционеров WEBASTO DIAVIA
Модель/характеристика
Portofino
Rimini
Turin
Panama
Smirne
Madrid
Santana L/XL
Хладо-производительность*, кВт
4
6,2
8,4
10,5
11,7
15,5
18
Номинальное напряжение, В
12/24
12/24
12/24
12/24
12/24
12/24
12/24
Потребляемый ток* (при 12 В), А
20
20
29,5
56
35
58/90**
110
Объем подаваемого воздуха*, м3/ч
400
550
760
1200
1100
2100/2500**
4000
Вес комплекта, кг
15,5
23,5
29
44
33,5
59
74 (L) / 79 (XL)
Габариты накрышного блока, ДхШхВ, мм
600х900х190
605х800х165
730х830х170
1100х1400х180
930х1045х170
1280х1790х185
1600 (L) / 1800 (XL)x2150x200

* Максимальное значение; ** версия с повышенным объемом подачи воздуха.

Источник: 5koleso.ru

Оцените статью
Авто клуб Попутный ветер
Добавить комментарий