Спецтехника:аренда останется в тренде

У строительных компаний пик спроса на строительную технику приходится, как правило, на лето. В этом году глобальных сезонных изменений не предвидится, однако спрос на технику окажется существенно меньшим, чем в 2013 и 2014 годах, считают эксперты. Кого кризис коснулся в первую очередь, а кто, наоборот, окажется в выигрыше?

Аренда спецтехники в настоящее время становится все более популярным способом производства практически всех видов работ. Причин тому несколько. Во-первых, специализация всегда более экономична и продуктивна. Заказчику нет необходимости держать парк техники, нужда в которой возникает периодически, это в десятки и даже сотни раз сокращает траты на ее содержание. Во-вторых, арендодатель обеспечивает технике максимальный уход и качественную профилактику, поддерживая ее в рабочем состоянии.

В зависимости от условий передачи техники аренда может быть двух видов — финансируемая (лизинг) и текущая. Лизинг — это всегда существенное единовременное вложение средств. «На фоне девальвации рубля не все компании могут позволить себе дорогостоящие машины на длительный срок, — отмечает Юрий Зорин, исполнительный директор «Хино Моторс Сейлс». — И если речь идет об удовлетворении временной потребности арендатора в технике, обычно принято пользоваться инструментом текущей аренды».

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

В зависимости от продолжительности различают краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную аренду. Более востребованной является краткосрочная аренда. Ряд крупных компаний, которые представлены в Москве и регионах, сдают в аренду технику минимум  на четыре часа. Есть фирмы, которые предлагают оборудование не менее чем на семь часов. При этом некоторые компании сдают технику исключительно с машинистом. Цены, в сравнении с прошлым годом, изменились несущественно.

«До апреля был застой, поэтому стоимость повышать не было возможности. Вероятно, повышение начнется в ближайшее время, но оно не будет скачкообразным и, скорее всего, не превысит 10–15 %», — комментирует Максим Кирютин, коммерческий директор компании CVH, официального представителя производителей строительной и погрузочной техники брендов Magni и Saez.

Возможность повышения цен за аренду не исключает и Михаил Афиногенов, руководитель ООО «АК «СОКОЛ», предлагающего клиентам технику JCB, а также шарнирно-сочлененные самосвалы марки Terex: «Непосредственно от курсов валют стоимость аренды не зависит. Однако теперь она упала ниже уровня 2008–2009 годов.

Стоит отметить, что в 2008 году мы сдавали технику в аренду дороже, чем сейчас, а ведь с тех пор подорожали запчасти и топливо, были существенно проиндексированы зарплаты и т. д. Сейчас арендным компаниям все труднее выживать, и многие уже прекратили свою деятельность».

Арендуют строительную технику как частные лица, так и компании различного уровня собственности. Первые используют ее для бытовых нужд — строительства дома, гаража, колодца или укладки асфальта на дачном участке. Среди компаний выделяются два типа клиентов: небольшие строительные фирмы, у которых нет собственного парка техники, и известные компании федерального и регионального масштаба, которые имеют собственный парк, но его не хватает на все строительные объекты.

В открытых источниках нет единого отчета по спросу на строительную технику, но некоторые эксперты говорят, что он в разы меньше, чем год назад. «С начала нового года падение рынка аренды было очень резким — более 70 %, — говорит Михаил Афиногенов. — Сейчас ситуация понемногу стала выправляться, но рынок все же просел минимум на 50 % по сравнению с аналогичным сезоном прошлого года».

Есть мнение, что в первую очередь от кризиса страдают компании, предлагающие узкую линейку продукции. С этим утверждением согласен Александр Дмитриев, генеральный директор «Арендно-Сервисной компании: «Из года в год требования заказчиков растут — в отношении как уровня надежности техники, так и качества услуг.

Заказчику неинтересно тратить много времени на поиск поставщиков той или иной техники, когда можно все получить в одном месте у проверенного поставщика. В результате сегодня многие арендные компании пересматривают свою политику и расширяют парк предлагаемого оборудования в комплексе с пакетом дополнительных услуг по ее обслуживанию». Фирмам, которые работают с одним продуктом — экскаваторами и бульдозерами, приходится тяжелее всего.

«Хорошо, когда компании-арендодатели равномерно распределяют предлагаемую арендную технику по типам, — в свою очередь  добавляет Максим Кирютин. — Все же за последние 2–3 года появилась тенденция к тому, что заказчики больше доверяют компаниям, которые являются специалистами в одной области и могут предложить полный спектр оборудования для определенных задач. Кроме того, узкоспециализированные компании имеют больше возможностей по замене вышедшего из строя оборудования, что тоже является безусловным плюсом».

Технику стали реже брать не только из-за совращения бюджетов у строительных компаний. Среди прочих факторов, влияющих на спрос, игроки рынка называют перенасыщение строительной техникой, которая была задействована в предыдущие годы, когда наблюдался строительный бум. «В течение последних лет наши тяжеловозные тралы закупали не только конечные клиенты, но и компании, сдающие строительную технику в аренду», — рассказал Алексей Головач, заместитель директора по продажам и сервису компании «Тверьстроймаш». Возможно, по этой причине на текущий момент количество предложений существенно превосходит спрос в этом секторе.

ЖДАТЬ ЛИ РОСТА?

Однако падения рынка экспертами не привидится. «Падения рынка не будет, — полагает Максим Кирютин. — Строительный сезон уже начался, и с апреля заметно существенное оживление спроса. Купить технику сейчас сложнее, чем взять в аренду, да и многие компании стали экономить средства, а приобретение, даже в лизинг, — это всегда существенное единовременное вложение средств», — утверждает наш собеседник. Хорошо, когда компании-арендодатели равномерно распределяют предлагаемую арендную технику по типам. Все же за последние 2–3 года появилась тенденция к тому, что заказчики больше доверяют компаниям, которые являются специалистами в одной области и могут предложить полный спектр оборудования для определенных задач. Кроме того, узкоспециализированные компании имеют больше возможностей по замене вышедшего из строя оборудования, что тоже является безусловным плюсом».

В скором времени большинство экспертов рассчитывают увидеть рост на рынке аренды строительной техники. В числе факторов, способствующих этому, планы правительства по возведению новых автомобильных и железных дорог. Также огромные инвестиции направляются на развитие промышленной инфраструктуры в Сибири. Впереди и чемпионат мира по футболу, который пройдет в России в 2018 году.

Однако не все опрошенные журналом «Автопарк» специалисты придерживаются этой точки зрения. «Я не питаю иллюзий относительно того, что крупные правительственные проекты изменят ситуацию аренды к лучшему, — говорит Михаил Афиногенов. — У крупных компаний — заказчиков техники, которые привлекаются на строительство дорог и инфраструктурных объектов и прочего, уже есть своя техника, которая сейчас практически не загружена. Когда они начнут непосредственно выполнять свои подрядные работы, то вряд ли станут обращаться за техникой в арендные компании — будут пользоваться своей».

Подводя итог, стоит отметить, что, как ни парадоксально, в период экономической нестабильности у крупных игроков рынка, которые занимаются сдачей техники в аренду, больше уверенности в завтрашнем дне, чем у продавцов спецтехники. Это объясняется поведенческой моделью строительных компаний, которые в кризис стараются сокращать издержки и перестают инвестировать в обновление парка строительной техники.

АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВ / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР «АРЕНДНО-СЕРВИСНОЙ КОМПАНИИ»

В условиях ограниченного финансирования федеральных и региональных бюджетов сложно давать точные прогнозы развития рынка аренды спецтехники на ближайшую перспективу. Однако мы можем констатировать, что многие строительные и коммунальные предприятия — основные клиенты отрасли — вынуждены значительно сокращать свои расходы на приобретение новой спецтехники, и это обстоятельство, в свою очередь, выступает драйвером рынка аренды оборудования. Получается, что аренда спецтехники — один из лучших инструментов реализации текущих задач и проектов, так как не требует единовременного привлечения больших денежных средств. В результате «Арендно-Сервисная компания» (далее АСК — прим. ред.) с оптимизмом смотрит в будущее и не планирует сокращать свои расходы как на пополнение парка спецтехники, так и на расширение географии присутствия. В частности, АСК к концу 2015 года планирует увеличить арендный парк до 40 единиц техники ЧЕТРА и намерена открыть демонстрационные площадки в Северо-Западном, Центральном, Уральском и Приволжском федеральных округах России.

Клиенты нашей компании, в основном, — строительные организации и промышленные предприятия, использующие дорожно-строительную технику. Основной костяк нашего технологического парка состоит из лучших образцов дорожно-строительной техники и оборудования, отвечающих потребностям наших клиентов: бульдозеры ЧЕТРА массой от 20 т до 60 т, оснащенные отвалом и рыхлительным оборудованием; гусеничные экскаваторы ЧЕТРА ЭГП массой от 20 т до 27 т, оборудованные ковшом 0,8-1,2 м3 или гидромолотом; минипогрузчики ЧЕТРА МКСМ грузоподъемностью от 800 кг до 1200 кг с многофункциональным навесным оборудованием; экскаваторы-погрузчики ЧЕТРА СИТИ массой 8 т, оснащенные погрузочным и экскаваторным ковшом; дизель-генераторы АСК (серии УСДГ) мощностью от 15 до 150 кВт в различном исполнении. Диверсификация деятельности позволяет частично нивелировать риски, связанные с сезонным или кризисным падением продаж.

Рынок аренды строительной техники сегодня — перспективное направление бизнеса. Общий тренд таков: рост закупочных цен на импортную технику зависит от колебаний курсов валют, и нестабильная ситуация с заказами на строительном рынке в целом толкает строительные компании к аренде строительной техники и оборудования вместо их покупки. Ведь платят они в этом случае только за период эксплуатации техники, не имея дополнительных накладных расходов, которые несет арендная компания.

Стоимость услуг аренды в АСК не имеет жесткой привязки к курсу валют, так как мы предлагаем клиентам технику российского производителя. По сравнению с прошлым годом, цены на услуги аренды в нашей компании возросли на 5–7 % в зависимости от вида спецтехники и оборудования. Для сравнения, стоимость покупки импортной техники и оборудования за тот же период выросла не менее чем на 20 %.

Планы федерального правительства — дополнительный фактор роста рынка аренды спецтехники в краткосрочной перспективе. Так, сегодня ждет своего развития социально-экономическая инфраструктура Крыма — региону требуется полноценная транспортная связь с Россией. Полным ходом идет подготовка к чемпионату мира по футболу — 2018: из 12 стадионов, на которых должен проходить чемпионат, сегодня только 3 готовы его принять — остальные либо строятся, либо еще ожидают начала строительства. Также очевидна необходимость масштабного развития региональной сети автодорог и сокращения протяженности так называемых «узких мест» железных дорог.

ВАЛЕНТИН КУШНЕРЕВ / ДИРЕКТОР ПО МАРКЕТИНГУ СТРОИТЕЛЬНОГО И ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ JOHN DEERE

Загадывать в столь нестабильное время — занятие неблагодарное, но предполагаю, что в нынешнем сезоне ситуация на рынке аренды спецтехники останется такой же, как сейчас. По сравнению с очень сильным падением продаж строительной техники, на рынке аренды в данный момент наблюдается относительно небольшое снижение в 10–20 %, в зависимости от сегмента. Принимая во внимание предпосылки к улучшению экономической и внешнеполитической ситуации, а также запланированные государственные инфраструктурные проекты, куда могут инвестировать существенные суммы, оптимистичным прогнозом будет снижение этого рынка до конца текущего сезона на 5–10 % по сравнению с прошлым годом.

Согласен ли я с утверждением, что в первую очередь от кризиса страдают компании, предлагающие узкую линейку продукции? И да, и нет. «Да», потому что при широкой линейке имеет место диверсификация рисков: при проседании определенных сегментов можно выправить ситуацию за счет других. А «нет», потому что, работая в узком направлении, например, в сегменте коммунальной техники, компания, имеющая хорошую клиентскую базу и конкурентные предложения, может чувствовать себя очень неплохо. Но основное правило, проверенное не одним кризисом, остается неизменным: чем крупнее компания и чем больше у нее «финансовая подушка безопасности», тем легче ей выжить.

John Deere как производитель напрямую не предлагает технику в аренду, в этом бизнесе профессионально работают наши дилеры, покрывающие всю территорию Российской Федерации. Практически все типы техники John Deere, представленные в России, доступны для аренды, от шарнирно-сочлененных самосвалов до погрузчиков с бортовым поворотом. Особой популярностью пользуется аренда тяжелой техники: бульдозеры, грейдеры, экскаваторы и т. д.

Основными заказчиками на данный момент являются средние и крупные компании, имеющие объемы и подряды, но не инвестирующие в приобретение техники в силу нестабильной ситуации. В какой-то степени мы сейчас наблюдаем замещение продаж техники ее арендой. Помимо возможности взять технику в аренду, наши дилеры осуществляют качественное и своевременное сервисное обслуживание, а также оперативную поставку запасных частей.

Как это ни удивительно, но стоимость аренды снизилась примерно на 10 % по сравнению с прошлым годом. В первую очередь это связано с желанием участников рынка предлагать конкурентную цену на фоне сниженного спроса. Во-вторых, арендные компании не пополняют парки новой техникой, которая номинирована в иностранной валюте. Никто не хочет уходить с этого рынка и терять объемы, и в краткосрочной перспективе многие готовы пожертвовать маржинальностью. Мы не видим прямой привязки стоимости аренды к курсу валют.

В этом году правительство планирует выделить на проекты федерального значения и расширение пропускной способности дорожной сети порядка 60 млрд рублей. Это станет хорошим толчком для восстановления рынков аренды и продаж строительной техники, особенно если это произойдет в ближайшее время при относительно сильном рубле. Основную рабочую силу, тем не менее, будут представлять уже имеющиеся парки строительных и подрядных организаций. Доля арендной техники может составить порядка 25%.

Источник: 5koleso.ru

Оцените статью
Авто клуб Попутный ветер
Добавить комментарий