Розничные трендына АЗС

На этой неделе состоялся круглый стол, посвященный перспективам развития российских АЗС и качеству предоставляемых услуг.

Основные тренды развития розничного бизнеса АЗС, пути повышения маржинальности, перспективы развития таких форматов АЗС как многофункциональные сервисные комплексы, обсудили директор Института проблем глобализации Михаил Делягин, гендиректор компании «ИнфоТЕК-Терминал» Рустам Танкаев, старший аналитик «БКС» Сергей Суверов, председатель правления Совета по товарным рынкам Илья Мороз и заместитель директора аналитического департамента Альпари Анна Кокорева.

Участники дискуссии считают, что долгосрочным трендом развития является увеличение доли сопутствующих товаров в выручке розничного бизнеса. На розничном рынке России сегодня топливо дает больше выручки, чем сопутствующие товары. В западных странах это соотношение составляет 50 на 50. Российские сети в целом развиваются по тому же сценарию, и в ближайшие годы доля сопутствующих товаров в совокупной выручке сетей будет только увеличиваться. Например, «Роснефть» на первом этапе нацелена достичь доли 25% сопутствующих товаров на 75% топлива, и уже приближается к этому показателю. А в будущем компания стремится к тому, чтобы бизнес по продаже сопутствующих товаров полностью покрывал операционные затраты АЗС.

Как отметил директор Института проблем глобализации Михаил Делягин, «в развитых странах примерно половину дохода розничный бизнес получает не от бензина, а от сопутствующих сервисов. Заправки постепенно становятся своеобразным центром притяжения автолюбителей. Бизнес так называемых сопутствующих товаров у нас развивается. Это – сети заправок BP, «Роснефти», многих других компаний. «Роснефть» сейчас строит на Ладоге многофункциональный комплекс, где, по-моему, только космодрома не будет. Мир движется в сторону превращения автозаправочных станций в центры сервиса. По мере развития бизнеса и по мере развития цивилизации, мы, в любом случае, придем к комплексному оказанию услуг».

 «Очевидно, что автозаправочным станциям необходимо повышать качество сервиса. Это требует четкой клиентоориентированности, — заявил Делягин. — Клиентов трудно удивить привычным ассортиментом прохладительных напитков и фастфуда на автозаправочной станции. Рынок требует более интересных предложений, которые позволят ритейлеру выделиться среди многочисленных конкурентов».

Долгие годы АЗС были только станциями, на которые люди приезжали заправиться топливом, отсутствовал даже минимальный набор дополнительных услуг. В настоящее время клиенты российских АЗС заинтересованы в получении дополнительных услуг на АЗС и ритейлеры стараются соответствовать этим запросам. Еще 10-15 лет назад магазины и кафе на АЗС встречалась редко. Сегодня это минимальный стандарт. АЗС сегодня все больше работают как комплексы, где можно перекусить, отдохнуть, приобрести необходимые товары.

«Внимание к сопутствующим товарам еще и подстегивается грядущими нововведениями. В 2019 году повысятся сразу три налога, которые напрямую входят в цену бензина: НДС, акцизы и налог на добычу полезных ископаемых. Таким образом прямые и непрямые налоги составят почти 80 процентов в цене топлива. В такой ситуации логично использовать АЗС как места продажи и других товаров и услуг, — рассуждает гендиректор компании «ИнфоТЕК-Терминал» Рустам Танкаев.

«Среди наиболее интересных инициатив — проект реализованный почти полностью на Ладожском озере во Владимировской бухте, — продолжил эксперт. — Там автозаправочный комплекс превратился в целый городок. Туда входит гостиница шестиэтажная, туда входит порт на Ладоге, туда входят спортивный комплекс, кемпинг, в общем, трудно перечислить весь список, что туда только не входит. Я же говорю – целый городок. В общем, все это вместе направлено на развитие уже не заправочного бизнеса, а бизнеса, я бы сказал, туристического, связанного с посещением святынь русского Севера. Есть и другие проекты. Та же самая компания «Роснефть» строит несколько комплексов вдоль трассы «Москва – Санкт-Петербург», где и гостиничные услуги предусмотрены, и торговые площадки, и, естественно, кафе и рестораны. Уже построены такого рода комплексы в Краснодарском крае в преддверии зимней Олимпиады-2014. И, в общем, на самом деле развитие идет достаточно бурно и достаточно быстро. Надо полагать, что наши компании выйдут на уровень европейских. То есть 50 процентов выручки будут получать от реализации топлив и 50 процентов или даже больше будут получать от реализации товаров и услуг».

В России «Роснефть» активнее прочих занимается развитием бизнеса «сопутствующих товаров» на АЗС. Компания рассчитывает получить около 4 млрд руб. выручки только от продажи кофе на своих АЗС по итогам 2018 года. (Это около 45 млн чашек кофе).

«Как мы знаем, первыми эту работу начали еще в 90-е годы British Petroleum, — заметил Рустам Танкаев. — Заправки British Petroleum тогда были как первые Макдональдсы – привлекали своим дополнительным сервисом, магазинами, кафе и разного рода мелкими услугами типа подкачки шин. Сейчас эта практика общепринята, широко распространена».

 

Источник: 5koleso.ru

Оцените статью
Авто клуб Попутный ветер
Добавить комментарий