Прогноз позитивный: производители и импортеры отчитались об успехах

Оживление в экономике и потребность в обновлении парка послужили главными факторами роста рынка коммерческого транспорта. Осторожный оптимизм — так можно охарактеризовать общее настроение производителей и импортеров, традиционно подводящих в первом квартале финансовые и коммерческие результаты ушедшего года.

Итоговая пресс-конференция — хороший повод не только доложить журналистам о проделанной работе, но и заявить о видении перспектив. В целом, производители и импортеры делают ставку на выстраивание надежных и долгосрочных отношений с клиентами. При этом немаловажен индивидуальный подход. Мы решили систематизировать всю поступившую информацию в хронологическом порядке.

АВТОВАЗ

Группа «АвтоВАЗ», одно из крупнейших предприятий альянса Renault–Nissan–Mitsubishi в России, первой объявила о результатах коммерческой и финансовой деятельности. В минувшем году на российском рынке было продано 311 588 новых легковых и легких коммерческих автомобилей Lada, что на 17 % больше, чем в 2016 году. Динамика роста продаж опередила темпы роста всего автомобильного рынка страны (+12 %). Доля бренда на российском рынке (легковые автомобили и легкие коммерческие автомобили) выросла до 19,5 %. Это самая высокая доля рынка за последние 6 лет, отмечают в компании. Основой роста в значительной степени послужил успех автомобилей Lada нового поколения — Vesta (включая модели Vesta SW и SW Cross, продажи которых стартовали в октябре 2017 года) и XRAY, а также стабильный спрос на другие модели бренда. Четыре модели Lada (Granta, Vesta, Largus и XRAY) вошли в Tоп-10 самых продаваемых автомобилей на российском рынке. Последние новинки Lada — Vesta SW и Vesta SW Cross — обеспечили присутствие марки в более престижном ценовом сегменте российского рынка. В 2017 году «АвтоВАЗ» увеличил объемы отгрузок автомобилей и сборочных комплектов Lada на экспорт (+44,5 % по сравнению с 2016 г.), включая начало поставки на новые рынки — Китай, Куба, Иордания.

По итогам 2017 года группа «АвтоВАЗ» увеличила консолидированную выручку до 225,6 млрд руб., (+22 % к 2016 г.). За отчетный период компания показала значительно более благоприятные финансовые результаты по МСФО, чем за последние несколько лет. Операционная маржа составила 1,6 млрд руб. (0,7 % от выручки). Более того, обеспечен положительный свободный денежный поток и погашена часть долговых обязательств в объеме 12,6 млрд рублей. Между тем чистая прибыль группы остается отрицательной (–9,7 млрд руб.). В основном это связано с затратами на реструктуризацию, составившими –2,2 млрд рублей затратами на обслуживание по-прежнему высокой долговой нагрузки (–7,3 млрд руб.), а также однократным списанием в одном из совместных предприятий.

Планируя свою деятельность в 2018 году, «АвтоВАЗ» подчеркивает сохранение рисков, которые могут отрицательно сказаться на коммерческой и финансовой деятельности. Среди них — увеличение закупочных цен на сырье, изменение валютных факторов, сохраняющая на сегодняшний день неопределенность государственной политики в отношении налогообложения и мер поддержки автомобильной индустрии. Чтобы нивелировать влияние этих факторов, компания продолжает реализовывать план оптимизации затрат и обновления модельного ряда Lada. В период до 2026 года будет выведено 12 новых моделей и 11 фейслифтов. Планируется, что как минимум пять новинок будут полностью соответствовать международным требованиям.

Стоит добавить, что одной из точек роста для компании и для бренда станет развитие коммерческой линейки. Если говорить о дополнениях в продуктовую гамму коммерческих автомобилей, производитель акцентирует внимание на модели Lada Vesta CNG и Largus увеличенной вместимости с высокой крышей.

JAC MOTORS

В 2017 году JAC Motors продала в России 227 автомобилей марки JAC, показав внушительный рост (300 %) относительно предыдущего года. Лидером продаж стала модель N75 (98 ед.), следом идет N120 (68 ед.), на третьем месте — N56 (61 ед.). Если разделить грузовики по видам надстроек, наши перевозчики в основном отдавали предпочтение изотермическим фургонам, рефрижераторам и бортовым платформам. Заметим, все надстройки, монтируемые на автомобили JAC, имеют российское происхождение. В 2017 году компании удалось завершить несколько корпоративных сделок. Крупные партии автомобили были отгружены в Крым и Красноярск.

На данный момент на территории России эксплуатируется около 400 грузовиков JAC. Дилерская сеть включает 28 полноформатных дилерских предприятий плюс 32 сервисных агента. Объем реализации оригинальных запчастей за 2017 год превысил 6 500 000 руб. Главным событием ушедшего года стал запуск производства легковых и коммерческих автомобилей JAC на территории Казахстана (г. Кустанай). В настоящее время на этой площадке мощностью 300 единиц техники в год собираются из машинокомплектов легковые автомобили JAC и пикап T6 (его начнут продавать в России во второй половине 2018 г.). Принято решение о начале производства в Казахстане грузовых автомобилей N-серии с разными колесными базами.

В 2018 году «Джак Автомобиль» планирует продать в России около 500 единиц техники. Достижению намеченной цели будут способствовать сертификация новой модели JAC N35 и внесение изменений в конструкцию существующего модельного ряда, в том числе увеличение полной массы модели N75 до 7990 кг.

Также «Джак Авто-мобиль», официальный дистрибьютор JAC на территории России, планирует дополнительные инвестиции в послепродажное обслуживание. В ближайшее время компания планирует открыть собственный магазин запасных частей и станцию техобслуживания. Сервисная политика для корпоративных клиентов предусматривает дифференцированный подход и увеличение опций послепродажной поддержки. Импортер постоянно занимается сбором информации от эксплуатирующих организаций с парком техники JAC, регулярно отправляя в Китай отчеты о надежности автомобилей. С целью адаптации техники для российских условий производитель уже внес изменения в конструкцию всей грузовой гаммы: доработаны водительское сиденье, корпус воздушного фильтра, каркас двери, ручки двери, топливные баки.

MAN TRUCK & BUS

На фоне общей восстановительной динамики рынка компания MAN увеличила продажи в России на 125 %, реализовав в 2017 году 4619 грузовиков. Лидером продаж в линейке грузовых машин с изображением льва на передней облицовке стала модель MAN TGS: за отчетный период клиентам отгружено 3002 автомобиля (+86 % в сравнении с 2016 г.). В свою очередь флагманская модель MAN TGX (1332 ед.) продемонстрировал трехзначную динамику роста — плюс 441 %. К слову, по итогам года компания заняла 14 % рынка магистральных тягачей европейского производства: 3033 ед. против 766 ед. строительной техники. В сегменте полноприводных самосвалов с колесной формулой 6х6 ей принадлежит 48 % рынка, а 8х8 — 78 %. Продажи среднетоннажных грузовиков (6–16 т полной массы), представленных моделями TGL и TGM, выросли на 120 % — до 198 ед. Среди участников «большой европейской семерки» MAN в этом сегменте принадлежит 32,4 % рынка.

На российском рынке автобусов полной массой от 8 тонн компании удалось реализовать 60 машин марки MAN и Neoplan. Это на 75,6 % больше, чем годом ранее. Доля рынка в сегменте автобусов туристического класса среди четырех присутствующих на рынке европейских брендов — 24 %. При том, что весь рынок вырос на 33 % — до 8002 ед. с долей «МАН Трак энд Бас РУС» 0,8 %. Кроме того, импортер отчитался о поставке 187 двигателей для российских производителей автобусов.

В 2018 году MAN пройдет следующий этап на пути к лидерству на рынке коммерческого транспорта в России. «Четким ориентиром для нас служит стратегическая цель в 25 % рынка коммерческого транспорта в России. Эта цель определяет приоритеты работы компании на ближайшие годы», — отметил генеральный директор «МАН Трак энд Бас РУС» Питер Андерссон.

Павел Селев, директор по продажам «МАН Трак энд Бас Рус»

Целью бренда MAN в России стало завоевание 25 % рынка. Продажи новых грузовых автомобилей выросли почти на 20 % по отношению к прошлому году. По итогам 2016 года модель TGS стала лидером продаж в сегменте автомобилей от 6 тонн. Есть планы увеличить реализацию модели TGX — флагмана MAN для международных и дальних перевозок. При этом компания готова предоставить клиентам комплексное решение, повышающее рентабельность бизнеса наших партнеров. Не нужно говорить о стоимости грузовика, нужно говорить о стоимости владения, сумме затрат на км пробега, у нас это принято называть ТСО. В качестве примера приведу такой инструмент, как сервисный контракт: он позволяет избежать пиков затрат на обслуживание и иметь ровный «кост». Таким образом, перевозчик может планировать свой баланс расходов и доходов. Учитывая, что ставки на перевозки в отрасли практически не растут, наша задача помочь клиенту сохранить свой заработок без потерь эффективности.

Если клиент покупает «голый» грузовик, в процессе работы он обязательно столкнется с проблемами сервисного обслуживания, подготовки водителей, управление затратами. Конечно, можно добавить соответствующее решение в процессе эксплуатации и даже найти их на свободном рынке. Однако когда предложение не в комплексе, оно дороже и не так эффективно. Комплексное транспортное решение — это то, что мы сейчас видим в запросах наших клиентов. Мы это развивали раньше и продолжим развивать в будущем. В качестве подтверждения стоит упомянуть систему телематики Rio, которую мы очень ждем в России. Ее анонсировали 2 года назад, а сейчас в Европе идет активное внедрение и проработка — «файнтюнинг», как мы его называем. Надеюсь, что в России мы получим уже отлаженный продукт, и как только он появится, мы включим его в свое комплексное транспортное решение.

FORD TRUCK

Ford Trucks меняет стратегию развития в России. За продвижение грузовиков Ford на нашем рынке официально берется компания TurboTrucks, которая назначена их эксклюзивным дистрибьютором. Не удивительно, ведь в России минувший год для Ford Trucks оказался провальным: реализовано всего 27 новых автомобилей. Причем Ford Trucks оказался единственным зарубежным брендом, показавшим отрицательный результат на рванувшем вверх авторынке. При таком раскладе партнерство с TurboTrucks — более чем оправданный выбор. Дистрибьютор более 20 лет сотрудничает с ведущими мировыми производителями грузовых автомобилей и накопил большой опыт работы в индустрии коммерческого транспорта в девяти странах Европы и Азии.

ТurboTrucks будет осуществлять продажи грузовиков Ford, их послепродажное обслуживание, организовывать поставку и дистрибьюцию оригинальных запасных частей через региональную сервисную сеть. За два ближайших года планируется обеспечить присутствие сервисной сети на всех основных транспортных маршрутах страны. Количество дилерских предприятий, обслуживающих грузовики Ford, на основных транспортных магистралях страны будет увеличено с 9 в нынешнем году до 18 в 2019-м.

Как известно, грузовики Ford уже получили «российскую прописку»: их сборка налажена на площадке калининградского предприятия «Автотор». Более подробно о Ford Cargo отечественной сборки — в отдельном материале этого номера. TurboTrucks и Ford Trucks предложат российским клиентам специальные условия: 2 года полной гарантии на автомобили, фиксированную рублевую цену, а также программы лояльност и для водителей и автовладельцев. По стоимости грузовики Ford должны оказаться аккурат между премиум-сегментом, к которому принадлежат аналоги европейской «большой семерки», и эконом-сегментом, к которому в TurboTrucks относят MAЗы, КАМАЗы и всевозможных «китайцев».

SCANIA

«Скания-Русь» отчиталась о регистрации 5622 новых грузовиков, что позволило ей занять второе место после другого шведского производителя с долей рынка в 21,4 % (23,4 % в 2016-м). В 2018 году компания планирует укрепить свои позиции на рынке РФ путем предоставления новых комплексных решений, что позволит повысить рентабельность бизнеса клиентов. Например, учитывая специфику эксплуатации каждой конкретной единицы и индивидуальную область применения техники, импортер разработал уникальное сервисное предложение — персональный гибкий план техобслуживания Scania Flex. В случае значительных изменений условий эксплуатации программа облуживания корректируется автоматически. Точно спланированное ТО сокращает риски поломок и внеплановых работ. Немаловажной является программа обмена запасных частей Scania Exchange, которая предполагает возможность приобретения оригинальной детали, восстановленной на заводе Scania в Швеции, но по более низкой цене. Пользуется популярностью и система мониторинга автопарка Scania FMS (Fleet Management System): в 2017 году доля подключенных к ней автомобилей составила 94 %. Также растет интерес клиентов к услуге «Scania Аренда», программе, разработанной для клиентов, которым грузовая техника необходима для временной эксплуатации. Парк арендных грузовиков увеличен до 150 единиц. Помимо магистральных тягачей, в том числе и газомоторных, он представлен специализированным подвижным составом, например лесовозами, с колесной формулой 6х4.

Что касается планов на 2018 год, то приоритетной задачей, конечно же, станет вывод на российский рынок грузовиков нового поколения с двигателями уровня Евро-5, старт которого намечен на апрель. По прогнозам маркетологов «Скания-Русь», их доля в общем объеме продаж составит 22 %.

СNH INDUSTRIAL

Группа СNH Industrial в минувшем году выполнила целевые показатели, сохранив долю рынка по всем трем направлениям бизнеса, а также запустила ряд долгосрочных проектов, которые позволят укрепить позиции концерна, повысить популярность спецтехники и коммерческого транспорта в России. Выручка в регионе составила $395,8 млн (рост 58 %). Как отметил глава представительства CNH Industrial в России и республике Беларусь Фабрицио Чеполлина, на стадии обсуждения находится специнвестконтракт по местному производству сельскохозяйственной техники Case IH и New Holland Agriculture. При этом ежегодно повышается уровень локализации на заводе CNH Industrial в Набережных Челнах. Более того, сейчас ведутся переговоры по сборке в России легкой гаммы автомобилей Iveco.

Бренд Iveco намерен реализовать в РФ в 2018 году примерно 2500 коммерческих автомобилей (с учетом продукции «Ивеко-АМТ») и занять 1,7 % рынка. Это на 0,2 % больше результата 2017-го. Несмотря на то, что продажи в прошлом году выросли на 24 % и достигли 2000 ед., рыночная доля компании в сегменте машин полной массой от 3,5 т сократилась на 0,1 % — до 1,5 %. При этом на автобусном рынке, где Iveco представлена как полнокомплектными автобусами, так и конверсиями на шасси малотоннажника Daily, зафиксировано падение продаж на 65 %. В общей сложности было реализовано 218 ед., что позволило занять 1,9 % рынка. Среди основных драйверов роста в 2018 году названы ориентация на предложение нишевых продуктов, инвестиции в инфраструктуру дилерской сети и оптимизация совокупной стоимости владения техникой.

«Ивеко Руссия» продолжила ребрендинг своей партнерской сети, которая в данный момент насчитывает 48 центров продаж и 50 сервисных станций. Дальнейшее развитие получили специальные лизинговые предложения, сервисные контракты Elements, а также программа реализации подержанных грузовиков. Среди новых продуктов компания анонсировала вывод на рынок магистрального тягача Iveco Stralis в комплектации с 480-сильным двигателем Cursor 13 и усиленной рамой. Еще одним предложением станет партия из 150 собранных в Миассе полноприводных тягачей Trakker (6×6) с фиксированной комплектацией и ценой. С лета для тестов клиентам станет доступен тягач Stralis NP с двигателем на природном газе. Ожидаются новинки и в автобусном сегменте. Речь об изделиях компании «СТ Нижегородец» на шасси Eurocargo и Daily.

MERCEDES-BENZ VANS

Нынешний год для подразделения Mercedes-Benz Vans в России обещает стать годом пикапа. Уже в июне в салоны официальных легковых и некоторых малотоннажных дилерских центров придут экземпляры первого в истории марки среднеразмерного пикапа X-Class, который создан в альянсе с Renault–Nissan. В компании придают этой модели особое значение, отметил генеральный директор Mercedes-Benz Vans в России Сорен Хезе. Новый пикап будет представлен на российском рынке моделями X 220 d с двигателем мощностью 163 л. с. и X 250 d (190 л. с.). Стоимость Mercedes-Benz X-Class начинается с 2 899 000 рублей с НДС.

На осень анонсирован вывод на рынок Mercedes-Benz Sprinter нового поколения (подробности о новом Sprinter в этом же номере «Автопарка»). В России эту машину предложат с тремя вариантами привода — передним, задним и полным. В 2018 году станет также доступна полностью электрическая версия еSprinter.

Обновления коснутся и хорошо известного в России Sprinter Classic (T1N), пользующегося наибольшим спросом среди малотоннажных моделей штутгартской марки. Фургон, контрактный выпуск которого налажен на Горьковском автозаводе (кстати, двигатель для этой машины собирают на площадке «Автодизеля» в Ярославле), подвергнется легкому рестайлингу, получит новую шестиступенчатую КП и ряд дополнительных систем. Причем некоторые из них предложат в качестве опции, другие, в том числе видоизмененные противотуманные фары и обогрев сидений, войдут в базовую комплектацию. Вдобавок ко всему прочему российские клиенты получат специальное приложение Sprinter Classic Connect.

Сорен Хезе рассказал, что перед подразделением остро стоит вопрос: что будет после Sprinter Classic? «Российский рынок слишком важен для нас, и мы не можем отказаться от локальной сборки, поскольку в противном случае рискуем превратиться в нишевую марку с низким объемом продаж, а нас это категорически не устраивает», — пояснил эксперт.

Компания пока не определилась, какая именно модель сменит МВ Sprinter Classic на конвейере, вопрос находится на стадии обсуждения. Не вдаваясь в детали относительно смены модельного ряда, Сорен Хезе в числе более отдаленных перспектив назвал возможность вывода на российский рынок автобуса малой вместимости (на 28–30 пассажиров) на шасси нового «Спринтера». Помимо этого, в 2020 году появится новое поколение «каблучка» Mercedes-Benz Citan. В компании подчеркивают, что, в отличие от текущего поколения, это будет «настоящий Mercedes-Benz».

По данным «Мерседес-Бенц РУС», в 2017 году в России было реализовано 7933 малотоннажных автомобиля Mercedes-Benz, что на 5,9 % больше, чем за предыдущий год. Доля штутгартской марки на рынке малотоннажников составила 7,1 %. Дилерская сеть Mercedes-Benz Vanz сегодня насчитывает 77 точек продаж, из них 16 являются специализированными малотоннажными дилерским центрами.

Источник: 5koleso.ru

Оцените статью
Авто клуб Попутный ветер
Добавить комментарий