Прицепы подорожали:утилизационный сбор и его последствия

Правительство утвердило правила взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним. Это будет способствовать снижению импорта бывших в употреблении, неэкологичных самоходных машин, обновлению парка самоходной техники, в том числе за счет машин, произведенных в России, сказано в пояснении к документу. Рынок уже отреагировал ростом цен

1 января 2016 года вступили в силу изменения в федеральный закон «Об отходах производства и потребления», распространившие утилизационный сбор на самоходные машины и прицепы к ним. 6 февраля 2016 года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление №81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Этим документом, подготовленным Минпромторгом по поручению правительства, утверждены правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора, а также размеры этого сбора. Базовая ставка для расчета составила 150 000 руб. В перечень видов и категорий техники, в отношении которых уплачивается сбор, вошли прицепы массой от 750 кг. Взимание сбора начинается с даты опубликования документа.

СТРАТЕГИЯ ЗАЩИТЫ

Слухи о возможном введении утилизационного сбора на прицепы пошли с осени прошлого года. СМИ сообщали, что инициаторами новых изменений в федеральный закон №89-ФЗ, в частности, выступили руководители ряда крупных российских предприятий, специализирующихся на выпуске прицепной техники (Чебоксарское предприятие «Сеспель», Красногорский машиностроительный завод «Бецема», ОАО «Завод ГрАЗ»). Они предложили главе правительства Медведеву ввести сбор на собственную продукцию, аргументируя это тем, что на прицепную технику выдается паспорт транспортного средства, она является неотъемлемой частью большегрузных автопоездов и, соответственно, нуждается в утилизации наравне с тягачами и колесными шасси. Действительно, импортные пошлины ввиду участия России в ВТО снизились, а защиты, как прочим производителям (утилизационный сбор в отношении легковых авто, грузовиков и автобусов категорий M и N был введен 1 сентября 2012 г.), правительство нашим прицепостроителям не дало.

Особую озабоченность в отрасли вызывала проблема с импортом подержанной техники. Согласно данным Росстата, объем импорта прицепов и полуприцепов для грузовых автомобилей в 2014 году составил 25,3 тыс. единиц. Примерно 60% импорта составляет подержанная техника. Причем каждый третий прицеп используется для перевозки опасных грузов и по правилам Евросоюза должен утилизироваться в нем, а не в России. В этих условиях первостепенное значение приобретают меры нетарифного регулирования рынка и специальные меры ограничения для ввоза аналогичной зарубежной техники, считают отечественные производители. По словам начальника отдела маркетинга и развития дилерской сети ОАО «НефАЗ» Дениса Носкова, введение утилизационного сбора поможет очистить рынок от подержанной техники и даст возможность российским компаниям-производителям обеспечивать перевозчиков прицепной техникой, зачастую не уступающей ни по качеству, ни по комплектации зарубежным аналогам.

Руководитель отдела по связям с общественностью компании Bonum Алексей Стороженко также выражает надежду на благоприятное влияние утилизационного сбора на рынок, однако считает принятые меры все же слишком резкими. «Искусственно ломать рынок нельзя — это всегда вызывает непредвиденные последствия, и не очень хорошие», — отмечает эксперт.

БЕЗ КОМПЕНСАЦИИ

Февральское постановление кабинета министров стало неприятным сюрпризом для всех участников рынка. Стало понятно, что введение утилизационного сбора неизбежно приведет к подорожанию новой прицепной техники, в том числе изготовленной в нашей стране. Например, для нового прицепа массой более 10 тонн (применяется коэффициент 2,7) сумма подлежащего уплате утилизационного сбора составит 450 000 руб. Что же касается возмещения затрат на утилизацию для российских производителей самоходной техники, есть информация, что такого рода решения все же планируются. Нет ответов на три вопроса: когда, кому и в каком объеме возможно возмещение? «На сайте Минпромторга есть формальное указание на возможную частичную компенсацию затрат, но она значительно ниже утилизационного сбора, — комментирует начальник департамента продаж ООО «Компания «Спецприцеп» Светлана Давыдова. — И никто не знает, когда и как воспользоваться этой компенсацией». Не ясны и правила игры для производителей, принимающих на себя обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты изделием своих потребительских свойств.

В общем, как и в случае с автомобильной техникой, плата за утилизацию прицепа или полуприцепа в итоге, полностью или частично, ляжет на плечи конечного покупателя. Цены, кстати, уже выросли.

ВЛАДИСЛАВ ПЕТРОВ / ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО ПРОДАЖАМ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАВОДА «БЕЦЕМА»

Несмотря на то, что слухи об изменениях в федеральный закон «Об отходах производства и потребления» пошли с конца осени, введение утилизационного сбора на прицепы именно сейчас несколько обескуражило. Утвержденная правительством мера, учитывая слабость рубля, сможет не снизить, а «убить» импорт подержанной техники. Рынок прицепной техники останется таким же «диким», так как приход цивилизации туда не зависит от происхождения подержанной техники.

По поводу поблажек отечественным производителям известно, что компенсация планируется и разрабатывается. Нет ответов всего лишь на три вопроса: когда, кому и в каком объеме? Введение утилизационного сбора уже привело к удорожанию новой прицепной техники завода «Бецема».

АЛЕКСЕЙ СТОРОЖЕНКО / РУКОВОДИТЕЛЬ ОТДЕЛА ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КОМПАНИИ BONUM

Введение утилизационного сбора на самоходные машины и прицепы можно расценивать как ожидаемую меру. Разговоры на эту тему велись достаточно давно. Правда, ключевые моменты, в частности размер сбора и порядок взимания, до последнего оставались загадкой.

Сможет ли данное решение снизить импорт подержанной техники? Импортируемая техника до 3 лет является новой, к подержанной относится техника постарше. Соответственно, при взимании утилизационного сбора учитывается этот критерий. Поэтому введение сбора не просто снизит импорт поддержанной техники, оно его просто-напросто убьет. Для покупателей подержанной техники даже незначительная разница в цене, такая как 20 тыс. руб., играет существенную роль, что уж говорить о повышении стоимости более чем на миллион? Касательно вопроса о цивилизованности рынка.

Сказать однозначно сложно. Разумеется, мы как добросовестные производители крайне надеемся на благоприятное влияние утилизационного сбора на рынок, но принятые меры все же слишком резкие. Искусственно ломать рынок нельзя — это всегда вызывает непредвиденные последствия, и не очень хорошие. Все слишком непредсказуемо, покупатели и продавцы не знают, какие шаги предпринимать и какой стратегии придерживаться, все в панике. Создаются условия, неблагоприятные для стабильной работы, не говоря уже о развитии.

О компенсации затрат на утилизацию для отечественных производителей прицепной техники, к нашему большому сожалению, неизвестно практически ничего. Мы знаем, что некоторым «избранным» производителям, по неизвестным критериям, будут выделены субсидии на возмещение затрат, но как попасть в их число, для нас пока остается загадкой. Справок никто не дает, все как будто засекречено. Мы сами были бы благодарны за информацию по этому поводу, потому что выжить молодому предприятию в таких условиях без поддержки государства невозможно.

Введение утилизационного сбора, разумеется, приведет к удорожанию техники, производимой нашей компанией. В настоящее время мы просто вынуждены поднять цену только на сумму утилизационного сбора, тем более что на нашем предприятии не экономят на качестве продукции и не будут этого делать. Закупка сырья и комплектующих, обслуживание оборудования, достойная оплата труда рабочим, научные разработки и исследования — все это требует постоянных вложений. Наше предприятие изо всех сил удерживает рыночную цену для такого высокого качества техники, поэтому как бы мы ни противились, но удорожание, если мы не получим компенсацию, неизбежно. В нашей стране достаточно много достойных производителей грузовой техники, думаю, им тоже будет непросто в сложившейся ситуации. И если сбор был введен для поддержания отечественного производства, то значит, нужно предоставить всем одинаковые условия.

СВЕТЛАНА ДАВЫДОВА / НАЧАЛЬНИК ДЕПАРТАМЕНТА ПРОДАЖ ООО «КОМПАНИЯ «СПЕЦПРИЦЕП»

Введение утилизационного сбора можно расценивать как очередную подножку российскому машиностроению. Для всех отечественных производителей он стал шоком. Неудивительно, если этот сбор в итоге приведет к проседанию всей отрасли, ее развитие станет нулевым. Сбор только сильнее расшатывает позиции организаций, которые и так изо всех сил пытаются закрепиться на рынке в кризис. Заводы ждет ощутимое падение продаж. Даже отечественная б/у техника будет покупаться лучше, чем новая — все из-за утилизационного сбора.

И это притом, что спецтехнику, в отличие от легковых авто, практически не утилизируют. Трапы, навесное оборудование, рама, подвеска — все ремонтируется и снова пускается в оборот. Прочие детали совершенно спокойно режут и сдают в металлолом безо всяких сборов. Тем более что сбор не обсуждался открыто: с участием производителей, клиентов. Мы узнали о нем по факту, после принятия закона. Люди, которые в прошлом году заложили бюджет на покупку техники, теперь не смогут приобрести то, что рассчитывали, потому что цены изменятся на 470 тысяч. На двух-трехосные прицепы это может составлять удорожание до 50% стоимости.

Сможет ли данное решение сделать рынок прицепной техники более цивилизованным? В данной ситуации — нет. Только если лет через пять, когда износится импортная техника, которая уже ввезена в страну. Но что нас ждет сегодня? Люди будут экономить: брать б/у машины с уже выданным ТС без утилизационного сбора. Транспорт станет продаваться из рук в руки, старую технику будут использовать до последнего. Следовательно, побочное влияние введенного сбора — угроза транспортному сообщению: на дорогах будет ездить разваливающаяся спецтехника, которая может привести к аварийным ситуациям, опасным и для большегрузов, и для рядовых участников движения. Люди будут ездить на «убитых» машинах, но экономить порядка полумиллиона. Это не цивилизация, а наоборот, уход в прошлое.

На сайте Минпромторга есть формальное указание на возможную частичную компенсацию затрат. Но она значительно ниже суммы утилизационного сбора. И никто не знает, когда и как воспользоваться этой компенсацией. Нам не рассказали, как работает сбор и куда уходят собранные с него деньги. Даже официальные органы не могут предоставить четких разъяснений: как это будет выглядеть, на что конкретно направят средства. Тем не менее закон принят, вступил в силу и уже работает.

Естественно, наша компания проводит сбалансированную ценовую политику и всегда старается идти навстречу клиентам, предоставляя все возможные скидки, но в любом случае некоторые машины из нашего ассортимента станут дороже на треть. При этом непонятно, как сформированы суммы ставок и коэффициентов. Почему, например, сбор в Казахстане в районе 20 тыс. руб., а у нас — 400 тыс. руб. С этим законом мы не получаем преимуществ. Как и развернутых разъяснений по его поводу.

Размеры утилизационного сбора для прицепной техники
Виды и категории (масса)
Коэффициент расчета
 
новые
старше 3 лет
не менее 0,75 т и не более 3,5 т
2,2
10
не менее 3,5 т и не более 10 т
2,6
11,5
более 10 т
2,7
11,9

Размер утилизационного сбора на категорию (вид) прицепной техники равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении прицепов равна 150 000 руб.

ДЕНИС НОСКОВ / НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА МАРКЕТИНГА И РАЗВИТИЯ ДИЛЕРСКОЙ СЕТИ ОАО «НЕФАЗ»

После введения утилизационного сбора на автотехнику в 2012 году практически сразу начались разговоры о вводе утилизационного сбора и на прицепную технику. Следовательно, это не стало для нас неожиданностью.

Сможет ли данное решение повысить конкурентоспособность российской продукции? Думаю, сможет. Импортируемые полуприцепы в основном производства европейских компаний, в возрасте от 3 до 7 лет. Введение утилизационного сбора и девальвация рубля помогут очистить рынок от подержанной техники и дадут возможность российским компаниям-производителям обеспечивать перевозчиков подвижным составом, зачастую не уступающим ни по качеству, ни по комплектации зарубежным аналогам.

Что касается механизма компенсации затрат на утилизацию, пока точной информации нет, но в любом случае компенсацию получат не все производители. Если компенсации не будет, то нашему предприятию придется поднять цены на всю прицепную технику в среднем на 400 000 руб.

Источник: 5koleso.ru

Оцените статью
Авто клуб Попутный ветер
Добавить комментарий