Перегруза не будет:оптимизация по-шведски

Возросший до полумиллиона рублей штраф за перегруз, вынудил владельцев грузовиков сокращать объемы перевозок на единицу техники, а производителей — искать альтернативные пути решения этой проблемы. И в компании Volvo Trucks такое решение уже есть

Изменения в законодательстве в части «Правила перевозок грузов автомобильным транспортом» в редакции от 18 мая 2015 г., а также вступление в силу федерального закона №248-ФЗ в редакции от 13 июля 2015 г. не могли остаться незамеченными со стороны автопроизводителей. Каждая из компаний, работающих на российском рынке, стала предлагать собственные решения по оптимизации грузового подвижного состава для соответствия действующему законодательству. Так Volvo Trucks представила на Дмитровском полигоне 6 конфигураций самосвалов и самосвальных автопоездов на базе моделей Volvo FM и FMX, оптимизированных под новые нормы допустимых нагрузок и полной массы автомобилей.

Ведущий инженер Volvo Trucks Артем Эйдман, подробно рассказал об особенностях вступивших в силу 1 июля 2015 года поправок в законодательство РФ в части изменений допустимых масс грузовых автомобилей и существенного ужесточения ответственности автоперевозчиков за их превышение. Однако лейтмотивом его выступления стала оптимизация со стороны Volvo Trucks ее грузовых автомобилей для перевозки инертных грузов. Кстати, по данным недавно внедренной системы «Платон», доля, приходящаяся на доставку инертных грузов в общем объеме перевозок, составляет порядка 83 %.

Нормы нагрузок на оси в современной редакции

Вступившие в силу нормы законодательства повлекли за собой следующие изменения. Так, впервые появилось определение допустимой массы для 5-осных автомобилей. Была повышена допустимая масса автопоездов с количеством осей 6 и более до 44 тонн вместо прежних 40. Установлена зависимость допустимой осевой нагрузки от ошиновки оси. В результате допустимая нагрузка на одиночную управляемую ось уменьшилась с 10 до 9 т. Допустимая нагрузка на 2-осную тележку автомобиля 6х2 с односкатной подъемной осью уменьшилась с 16 до 15 т, для 6х4 осталась 16 т. Нагрузка на 3-осную тележку уменьшилась с 24 до 22,5 т, причем это коснулось как автомобилей, так и прицепной техники.

Последние изменения существенно ужесточили наказания за превышение допустимых нагрузок. В соответствии с новым федеральным законом максимальная ответственность перевозчика за перегруз вы росла до 500 тыс. руб. Появилось определение ответственности за автоматическое определение перегруза на пунктах весового контроля. Помимо перевозчика, теперь ответственность несет организация, осуществившая загрузку транспортного средства. К примеру, карьер или бетонный завод могут быть оштрафованы на сумму до 400 тыс. руб.

Изучение вопроса показало, что существуют два пути увеличения легальной грузоподъемности автомобиля. Очевидный путь — это снижение собственной массы автомобиля. Кроме того, оптимизация конструкции для максимального использования допустимых нагрузок всех осей автомобиля. При этом для наиболее распространенных сегодня автомобилей ограничением легальной грузоподъемности является не их допустимая масса, а допустимые нагрузки на отдельные оси.

Попутно отметим, что под легальной грузоподъемностью автомобиля понимается грузоподъемность, при которой не превышается ни один из предусмотренных требованиями законодательства параметров — как нагрузка на ось, так и полная масса ТС в целом. Техническая грузоподъемность — это грузоподъемность автомобиля, предусмотренная его конструкцией, где ни один из его конструктивных параметров не превышает пределы, установленные автопроизводителем.

Вариант оптимизации 5-осного самосвального автопоезда

Результат оптимизации 5-осного самосвального автопоезда

Таким образом, для инженеров Volvo Trucks стал очевидным поиск такой комбинации параметров автомобиля, при которой все допустимые нагрузки могли быть максимально использованы.

В рамках мероприятии было рассмотрено три типа строительной техники для перевозки инертных грузов: самосвальные автопоезда с колесной формулой седельных тягачей 4х2 и 6х4, одиночные самосвалы оптимизированной конструкции с колесной формулой 6х4 и 8х4, и наконец, автомобили для тяжелых условий эксплуатации.

САМОСВАЛЬНЫЕ АВТОПОЕЗДА

Самосвальные 5-и 6-осные автопоезда хорошо себя зарекомендовали при перевозке больших объемов инертных строительных грузов. Они же являются и наиболее востребованными на рынке.

Седельный тягач с колесной формулой 4х2 используется без особой подготовки. Это практически дорожное исполнение. Автомобиль имеет небольшую снаряженную массу, и подвергать его оптимизации для увеличения максимальной легальной полной массы не имеет смысла.

Он легкий сам по себе. Тягачи используются с полуприцепами, как правило, большего, чем им требуется, объема кузова. В первую очередь, это вызвано тем, что предложение самосвальных полуприцепов на российском рынке в настоящий момент невелико. В результате у этой категории автопоездов достаточно велик риск перегруза. В связи с этим могут наблюдаться поломки подвижного состава. К тому же у такого самосвального автопоезда весьма ограниченные возможности вне дорог общей сети.

Вариант оптимизации 6-осного самосвального автопоезда

Результат оптимизации 6-осного самосвального автопоезда

Максимальная легальная грузоподъемность 5-осного самосвального автопоезда достигается в составе седельного тягача с колесной формулой 4х2 и 3-осного полуприцепа с объемом кузова 22–24 м3. Она составляет 23 тонны. Полная масса такого автопоезда — 37,5 т. «Недогруз» обусловлен тем, что первыми свих пределов достигают тележка полуприцепа и ведущий мост тягача. Однако есть возможности оптимизации: смещение седельного устройства ближе к кабине с целью дозагрузки передней оси и оптимизированная конструкция полуприцепа, допускающая такую конфигурацию.

В линейке седельных тягачей для самосвальных автопоездов с колесной формулой 6х4 у Volvo Trucks достаточно широкое предложение как по условиям эксплуатации, так и по грузоподъемности и полной массе. Два ведущих моста значительно расширяют тяговые возможности автопоезда. Для работы в легальных нагрузках правильнее использовать эти тягачи для работы на перевалочных базах с ровными и уплотненными площадками и на дорогах с твердым покрытием. Для работы в карьерах такие машины не приспособлены. Для них наиболее распространены все те же неидеальные 30–33-«кубовые» самосвальные полуприцепы. Вместе с тем следует отметить, что на рынке стали активно предлагаться оптимальные для этого типа тягачей полуприцепы с кузовами меньших объемов — 26 и 28 м3.

Для 6-осных самосвальных автопоездов максимальная легальная грузоподъемность достигается в составе седельного тягача с колесной формулой 6х4 и 3-осного полуприцепа с объемом кузова 26–28 м3. Она составляет 25 тонн. Полная масса такого автопоезда составляет 41 тонну. «Недогруз» обусловлен пределом тележки полуприцепа. При этом имеются технические возможности увеличения легальной грузоподъемности. В данном случае это увеличение базы тележки полуприцепа для более полной загрузки тележки тягача.

САМОСВАЛЫ

Для перевозки небольших объемов грузов, а также когда транспортировка грузов подразумевает движение по стройплощадкам, целесообразнее использовать одиночные самосвалы оптимизированной конструкции.

Для удержания максимальной легальной грузоподъемности Volvo Trucks предлагает облегченные самосвалы серии FM, поскольку разница между ними и серией FMX в среднем составляет не более 500 кг.

Вариант оптимизации 3-осного самосвала

Результат оптимизации 3-осного самосвала

В качестве оптимизации Volvo Trucks предлагает шасси меньшей высоты, с минимальными усилителями рамы, малолистовую рессорную подвеску и коробку передач I-Shift. Наконец, рекомендуется установка кузова меньшего объема. Это делается как для снижения снаряженной массы, так и для устранения перегруза. Как вариант — применение меньшей толщины листа в конструкции кузова (без ущерба прочностным характеристикам). В качестве оптимизации следует минимизировать расстояние между кузовом и кабиной для дозагрузки переднего моста. Обратная сторона — снижение технической грузо подъемности, при этом первой предела достигает передняя ось.

Такие самосвалы имеют большую мобильность, у них два ведущих моста, больший дорожный просвет. Вариант самосвала с колесной формулой 6х4 в максимально облегченной комплектации с объемом кузова 10 м3 имеет легальную грузоподъемность 12 тонн при технической 17 т.

Дополнительно повысить эффективность этих самосвалов можно использованием самосвальных прицепов. В составе автопоезда грузоподъемность ТС может достигать 22 тонн.

Автомобиль 8х4 является компромиссным решением, в котором сохраняется баланс между легальной и технической грузоподъемностью. Причем в стандартной комплектации автомобиль имеет короткую колесную базу, что дает хорошую маневренность и проходимость при оптимальной развесовке по осям. Вместе с тем это приводит к снижению легальной грузоподъемности, поскольку первой достигает предельных значений по нагрузке задняя тележка, тогда как передние оси имеют еще достаточный запас. Вариантов оптимизации два: увеличить либо колесную базу, либо длину кузова.

В результате вариант самосвала с колесной формулой 8х4 в максимально облегченной комплектации с объемом кузова 15 м3 имеет легальную грузоподъемность 14,5 т, при технической 28 т.

Вариант оптимизации 4-осного самосвала

Результат оптимизации 4-осного самосвала

Значительно интереснее выглядит решение в виде 4-осного самосвала с 3-осной задней тележкой (Tridem), именно с точки зрения легальной грузоподъемности. Образцом может служить модель самосвала FMX 8×4 Tridem с кузовом объемом 16 м3. У этого самосвала легальная грузоподъемность составляет 15 тонн (выше, чем у аналогичной модели FM, за счет более эффективного использования нагрузок на оси), техническая — 26 т.

Все перечисленные самосвалы призваны занять нишу между самосвальными автопоездами и самосвалами для внедорожного использования.

САМОСВАЛЫ-ВНЕДОЖНИКИ

Самосвалы для тяжелых условий эксплуатации представлены линейкой FMX. Это одна из самых востребованных линеек марки Volvo на российском рынке. Количество модификаций — одно из самых больших, включает как 2-осные, так и 5-осные исполнения, в наличии полный привод, полные массы от 18 до 56 тонн.

Самосвал с задней тележкой Tridem – идеальный вариант по легальной грузоподъемности

Однако прочность и надежность этих машин имеет обратную сторону. У них повышенная снаряженная масса. В качестве достоинств следует уже говорить о технической грузоподъемности, а не о легальной, поскольку такие самосвалы предназначены для работы в первую очередь вне дорог общей сети.

Так, самосвал Volvo FMX 6×6 имеет техническую грузоподъемность 25 тонн, тогда как легальная составляет всего лишь 9 т. Самосвал Volvo FMX 8×4 способен перевозить до 30 т, тогда как при выезде на дороги общего пользования его грузоподъемность сразу падает до 12 т.

У внедорожной техники главное – максимальная техническая грузоподъемность

Направление по оптимизированным конструкциям самосвалов достаточно новое для Volvo Trucks на российском рынке. Насколько они окажутся востребованными, покажет время. Однако уже сейчас следует сказать, что здесь удалось добиться не только максимальной легальной грузоподъемности ТС, но и лучшей топливной экономичности за счет снижения снаряженной массы.

Источник: 5koleso.ru

Оцените статью
Авто клуб Попутный ветер
Добавить комментарий