Новый ГОСТ на моторные масла:для чего писали?

Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества Независимых Государств принял новый межгосударственный стандарт «ГОСТ 17479.1 – 2015 Масла моторные. Классификация и обозначения»

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ГОСТ 17479.1 – 2015 вводится в действие с 1 января 2017 г. Новый стандарт заменит ГОСТ 17479.1 – 85 и будет (как утверждается) соответствовать SAE J300:2013.

Необходимость доведения действующих национальных стандартов на моторные масла отечественные производители испытывали давно. Частичное решение проблемы было предпринято в 1998 г., когда в рамках российской Ассоциации автомобильных инженеров (ААИ) был разработан рекомендательный стандарт РФ СТО ААИ 003-98. Система классификации ААИ-ГСМ успешно развивалась в течение нескольких лет. Последние изменения стандарта были проведены в 2005 г. Тем не менее в руководстве по эксплуатации такой отечественной новинки, как нашумевшая LADA Vesta, делается ссылка на уровень качества эксплуатационных свойств требуемых моторных масел не только по API, но и по СТО ААИ.

Разработка стандарта в рамках Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации накладывала на требуемый стандарт высокие ожидания, ведь одной из целей межгосударственной стандартизации стран СНГ является содействие повышению качества и конкурентоспособности продукции, содействие экономии всех видов ресурсов, то есть всего того, для чего разрабатываются новые поколения моторных масел. ГОСТ 17479.1 – 2015 был разработан Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 31 «Нефтяные топлива и смазочные материалы», ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти» (ОАО «ВНИИ НП»). Разработка велась за счет госбюджета.

Ознакомившись с положениями нового документа, можно заметить, что категория масел для дизелей CF-4, самая новая, которой в ГОСТ есть аналог, введена в 1990 г. Не нашла отражения в межгосударственном стандарте даже введенная API в 1995 г. категория СG-4, разработанная для быстроходных дизелей, работающих на топливе с содержанием серы менее чем 0,5 %, для двигателей, выполняющих требования по токсичности отработавших газов, принятые в США с 1994 г. То есть ГОСТ 17479.1 – 2015, который еще вступит в силу, предусматривает межгосударственный аналог маслам дизельных двигателей, произведенным более четверти века назад и работающим на топливе, производство которого запрещено на территории России уже давно. В 2005 г. вступил в силу стандарт на дизельное топливо ГОСТ Р 52368 – 2005, который ограничивал содержание серы в топливе не более 350 мг/кг, а с 1 января 2016 г. на территории РФ разрешены выпуск и обращение топлива экологического класса не ниже К5 (Евро-5), что для дизельного топлива означает содержание серы не более 10 мг/кг. Такое топливо, как и соответствующие масла, необходимо появившемуся в 2011 г. седельному тягачу КАМАЗ 5490 с двигателем Daimler OM-457LA (Евро-5). Завод в Набережных Челнах, кстати, для сравнительно недавно введенных брендовых масел KAMAZ, KAMAZ ОПТИМУМ, KAMAZ ПРОФЕССИОНАЛ использует классификацию только API и SAE.

Для бензиновых двигателей высшая категория моторных масел, имеющая аналог API в ГОСТ, — SG. Эта категория утверждена API еще в годы существования СССР — в 1988 г. Категория SH, которая уже не имеет аналога по «новой» отечественной классификации, утверждена API в 1992 г. API делила масла данной категории на SH/EC и SH/ECII, в зависимости от степени экономии ими топлива. То есть появление этих масел фактически означало активное включение производителей моторных масел в гонку за экономию топлива, которая продолжается по сей день.

Таким образом, к моменту вступления в силу ГОСТ 17479.1 – 2015 будет предлагать аналог моторным маслам для бензиновых двигателей, произведенным в США 27 лет назад. Где же содействие повышению качества и конкурентоспособности продукции, содействие экономии всех видов ресурсов, как это заявлено целью межгосударственной стандартизации стран СНГ?

Новый стандарт относительно уровня качества моторных масел отличается от прежней редакции только примечанием. Даже последняя упомянутая в этом примечании категория SN была введена API в октябре 2010 г. Поистине титанический труд коллектива ОАО «ВНИИ НП» за три десятилетия.

Эксплуатационные качества масел стремительно развиваются вместе с технологиями двигателей. Технический прогресс определяет совершенно иную картину стандартизации моторных масел за океаном. Недавно подкомитет D02 организации ASTM одобрил внесение новых категорий моторных масел для тяжелых двигателей API CK-4 и API FA-4. Вместе с новыми категориями моторных масел была одобрена ревизия стандарта ASTM D4485. Этот документ является стандартной спецификацией Американского института нефти (API) для так называемых сервисных категорий моторных масел. Принятая подкомитетом ревизия стандарта теперь должна пройти процедуру голосования в большом комитете D02 по нефтепродуктам, жидким топливам и смазкам, перед тем как она станет стандартом ASTM. Тем временем группа смазочных материалов API уже проголосовала за использование категорий API CK-4 и API FA-4 в API Service Symbol Donut. Выдача первых лицензий по маслам новых категорий запланирована на 1 декабря 2016 г.

Точно такие же категории были предусмотрены в предшествующей редакции. ГОСТ 17479.1 – 2015 даже не предусматривает классов вязкости, аналогичным маслам 0W, 0W-16, 0W-20, 0W-20, 0W-30, 0W-40, 5W-16, 5W-30 по международной классификации. То есть нет масел, которые предписываются руководством по эксплуатации уже упомянутого для примера автомобиля LADA Vesta для применения при температуре ниже -20 °С. Естественно, в РФ есть районы с очень низкими температурами. Для минимальной температуры окружающей среды при эксплуатации автомобиля -40 °С для LADA Vesta предусмотрено масло 0W-30 и 0W-40 по классификации SAE J300. Рекомендованный ОАО «АВТОВАЗ» производитель масел, кстати, отечественный — «Роснефть», который, как и другие производители смазочных материалов, использует классификацию SAE International.

В апреле 2013 г. SAE International ввела в классификацию своего стандарта J300 масла SAE 0W-16 и 5W-16. В октябре 2014 г. API также пересмотрела свой стандарт Publication 1509 и включила в категорию API SN моторные масла вязкостью SAE 0W-16 и 5W-16, правда без критериев топливной экономичности, что не мешает производить моторные масла этих категорий вязкости. Компания Honda пошла дальше и попросила добавить в систему классификации SAE еще два нижних класса вязкости: 0W-12 и 0W-8, чтобы было возможно применять более жидкие масла, добиваясь снижения потребления топлива.

Так чем нового редакция стандарта отличается от предыдущей? Исчезли ссылки на нормативно-техническую документацию для масел, что, безусловно, правильно: каждый производитель стремится производить масло по своей рецептуре. Появился раздел «Библиография», содержащий ссылки на четыре обновленных документа ASTM — американской организации, занимающейся разработкой стандартизированных методик по проверкам и тестированию материалов. Де-факто документы ASTM являются международными. А вот говорить о том, что ГОСТ 17479.1 – 2015 хоть в какой-то степени содействует повышению качества и конкурентоспособности продукции, а также экономии всех видов ресурсов, просто не приходится.

Примерное соответствие эксплуатационных свойств моторных масел по классификации ГОСТ 17479.1-2015 и API по материалам отечественного стандарта
Группа моторного масла
 
Рекомендуемая область применения
Классификация по API
А
 
Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели
SB
Б
Б1
Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников
SC
 
Б2
Малофорсированные дизели
CA
В
В1
Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений
SD
 
В2
Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и склонности к образованию высокотемпературных отложений
CB
Г
Г1
Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению
SE
 
Г2
Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений
CC
Д
Д1
Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г1
SF
 
Д2
Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений
CD
Е
Е1
Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел групп Д1
SG
 
Е2
Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел групп Д2
CF-4

Примечание. Обозначение масел по настоящему стандарту для аналогов моторных масел групп SH, SJ, SM, SN, CG, CH, CI, СJ по классификации API можно определить после определения их эксплуатационных характеристик.

Категории ГОСТ 17479.1 – 2015 в отношении классов вязкости
Класс вязкости ГОСТ
Кинематическая вязкость, мм2/с (сСт), при температуре
Примерный класс вязкости SAE

Не менее 3,8
1250
5W

Не менее 4,1
2600
10W

Не менее 5,6
6000
15W

Не менее 5,6
10 400
20W
6
Свыше 5,6 до 7,0 вкл.

20
8
Свыше 7,0 до 9,3 вкл.

20
10
Свыше 9,3 до 11,5 вкл.

30
12
Свыше 11,5 до 12,5 вкл.

30
14
Свыше 12,5 до 14,5 вкл.

40
16
Свыше 14,5 до 16,5 вкл.

40
20
Свыше 16,5 до 21,9 вкл.

50
24
Свыше 21,9 до 26,1 вкл.

60
3з/8
Свыше 7,0 до 9,3 вкл.
1250
5W-20
4з/6
Свыше 5,6 до 7,0 вкл.
2600
10W-20
5з/10
Свыше 9,3 до 11,5 вкл.
6000
15W-30
5з/12
Свыше 11,5 до 12,5 вкл.
6000
15W-30
5з/14
Свыше 12,5 до 14,5 вкл.
6000
15W-40
6з/10
Свыше 9,3 до 11,5 вкл.
10 400
20W-30
6з/14
Свыше 12,5 до 14,5 вкл.
10 400
20W-40
6з/16
Свыше 14,5 до 16,5 вкл.
10 400
20W-40

 

Источник: 5koleso.ru

Оцените статью
Авто клуб Попутный ветер
Добавить комментарий