Как шведыавтобус придумали

105 лет назад компания Scania-Vabis собрала первый автобус в Швеции, который носил название Nordmark. Именно этот автобус считался первым «настоящим» пассажирским транспортом

В начале прошлого века шведские изобретатели задумались о том, что грузовой автомобиль необходимо приспособить для перевозки пассажиров, и в марте 1907 года был создан первый чертеж автобуса. Первые так называемые «автобусы» появились в далеком 1909 году. Чтобы превратить грузовик в автобус, конструкторы того времени взяли готовый грузовой автомобиль и сняли с платформы борта, а вместо них поставили готовый открытый кузов с входом сзади.

Предтеча автобусов Scania — грузовое шасси Scania Typ HL, 1909 г.

Прародителем же автобусов считается Ялмар Кроксен, так как под его руководством было разработано несколько моделей в 1910–1911 гг. Главным событием считается выпуск серийного автобуса на шасси грузовика CL, рассчитанного на перевозку 12 пассажиров. К этому времени как раз две фирмы, только что объединившиеся в компанию Scania-Vabis, выпускают первый шведский омнибус Nordmark с двигателем внутреннего сгорания. Шасси с цепным приводом производит для него компания Scania в Мальме, а двигатель и кузов — компания Vabis в Седертелье.

Первый по-настоящему «сканиевский» автобус — Scania-Vabis Nordmark, 1911 г.

В 1922 году появилась одна из самых известных и удачных моделей, выпускаемых по заказу почтового ведомства, которая была построена на шасси грузовика 3241, рассчитанная на 12 пассажиров. Важным атрибутом первых автобусов считалась прорезь почтового ящика на правом борту машины, так как движение в Швеции в то время было левосторонним.

Автобус, созданный совместно с почтовым ведомством, 1922 г.

Новый «почтовый автобус» доставлял корреспонденцию и посылки круглый год в малонаселенные территории северной Швеции, используя зимой полозья на передних и гусеничную ленту на задних колесах. Про изводимый до конца десятилетия, этот автобус смог победить зимнюю изоляцию в отдаленных регионах. Он также положил начало непрерывному производству автобусов компанией Scania-Vabis.

Автобус для VIP-персон, 1927 г.

1927 год ознаменовался новым VIP-автобусом Noblesse. На шасси грузовика 3243 с двигателем в 75 л. с. был установлен роскошный кузов, в котором комфортно могли разместиться 7 пассажиров.

Первый автобус вагонной компоновки — Scania-Vabis 8307 «Бульдог», 1932 г.

В 1932 году Scania-Vabis начала выпуск автобусов вагонной компоновки. Благодаря своей интересной внешности этот вид пассажирского транспорта именовался «Бульдогом». Автобус собирали на шасси грузовика 8407 со 100-сильным бензиновым двигателем, на борту размещалось около 44 пассажиров.

Американская стезя — Scania-Vabis C50 Metropol, 1953 г.

Применяя опыт, накопленный при проектировании и эксплуатации этой машины, заводские специалисты впоследствии строят и свой первый дизельный автобус, получивший индекс 8422. С этой моделью компания встретила Вторую мировую войну.

Scania CR76, 1966 г.

В послевоенные годы Scania-Vabis начинает экспорт своих автобусов в Бразилию, а уже в 1951 году в рамках соглашения об импорте, заключенного с бразильской автомобильной компанией Vemag, начинает поставлять в эту страну свои грузовики. Сборка шасси началась в 1957 году, а в 1961 году в Сан-Паулу открылся завод Scania-Vabis.

«Тихоня» — Scania CR111M, 1971 г.

В послевоенные годы моду в автобусном кузовостроении задавали американцы. Это влияние особенно было заметно в таких моделях, как С50 Metropol и С70 Capitol. Это и не удивительно. В 1949 году было подписано лицензионное соглашение, по которому в Седертелье началась сборка автобусов С50 Metropol, а затем и его укороченной версии С70 Capitol.

Scania 112 (1978) в сравнении с одним из представителей предвоенной эпохи

Автобус Scania-Vabis С50 Metropol для пригородных сообщений разрабатывался совместно с с американской компанией Mack Manufacturing Corp. Рядный 8-цилиндровый двигатель установлен поперек шасси в задней части автобуса. Metropol стал первым автобусом с несущим кузовом, произведенным целиком и полностью в Швеции.

Семейство Scania 112, 1978 г.

В 1966 году Scania-Vabis приступила к производству более комфортабельного и адаптированного к большим пассажиропотокам городского автобуса CR76. Его основными преимуществами стали малый вес и низкое расположение пола, а двигатель был отрегулирован таким образом, чтобы выбрасывать в атмосферу как можно меньше дыма. CR76 послужил в качестве базовой модели для создания «тихого» автобуса CR111, уровень шума у которого составлял к началу производства в 1971 году всего 77 дБ(А).

Этаноловая проба пера — Scania CN113, 1990 г.

Стоит заметить, что до 1967 года автобусы Scania выпускались с дверьми, расположенными по левому борту, поскольку в стране, как мы уже говорили, было принято левостороннее движение. Компания Scania все большее значение начинает придавать экологическим вопросам. В 1986 году в сотрудничестве с региональной компанией, обеспечивающей работу общественного транспорта в Стокгольме, Scania приступает к испытаниям в обычных городских условиях автобусов, работающих на этаноле. 11-литровый двигатель адаптирован для работы на этаноле с воспламенением горючего по принципу дизеля. С тех самых пор в шведской столице используются этаноловые автобусы Scania.

Начало новой эры — семейство Scania Omni, 1996 г.

В 1996 году в компании одну за другой разработали и поставили на конвейер модели семейства Omni. Первой была модель для пригородного сообщения OmniLink, затем появился городской низкопольник OmniCity, замкнула серию междугородняя модель OmniLine. Технология изготовления традиционная для Скандинавии — алюминий и нержавеющая сталь.

Среди компаний, которые внесли большой вклад в укрепление позиций Scania на мировых рынках, и в первую очередь на европейском, нельзя не отметить испанское кузовостроительное ателье Irizar. Неповторимый дизайн, высокий комфорт в сочетании с конструктивно отработанными двигателями и ходовой частью не просто сделали машины популярными во многих странах, но и обеспечили обеим компаниям лидерство в европейском автобусостроении.

Собрано в России: Scania OmniLink (2002) и OmniLine (2005)

27 марта 2002 года произошло событие, сделавшее Россию причастной к производству автобусов Scania. В Санкт-Петербурге на заводе «Скания-Питер» началась сборка автобусов. Современное производство было рассчитано на сборку до 500 автобусов в год. Инвестиции на тот момент составили порядка $8,4 млн. На данной производственной площадке до 2010 г. собирали модели OmniLink и OmniLine из комплектов, поставляемых с заводов, расположенных в Швеции, Польше и Эстонии. Но производство автобусов в России пришлось свернуть из-за нерентабельности производства, вызванной жесткой конкуренцией со стороны российских производителей, находящихся в привилегированном положении. Остается только сожалеть, что у нас не получило логического продолжения развитие автобусного производства мирового уровня.

Scania Irizar РВ — «Автобус года», 2003 г.

В 2004 году за модель автобуса Irizar PB фирма Scania впервые получила награду Coach of the Year. Эта модель рассчитана на 44 пассажира. Построена на шасси Scania K124EB длиной 12 м с независимой подвеской передних колес и 12-литровым двигателем мощностью 420 л. с.

Олимпийские автобусы на шасси Scania (2014)

Новый этап автобусной истории компании Scania начался с представления в 2009 году туристического автобуса Scania Touring на выставке Busworld в Кортрейке (Бельгия). Произведенный совместно с китайской кузовостроительной компанией Higer, он ориентирован на удовлетворение спроса не только новых, но и существующих рынков сбыта. В 2010 году была выпущена и трехосная модель.

Scania OmniLink Etanol (2006) — экспорт питерского завода

Автобусы Scania сыграли важную роль в пассажирских перевозках на Олимпийских играх. История сотрудничества компании Scania с Олимпийскими играми началась более 100 лет назад. Еще в далеком 1912 году Scania выпустила первые в своей истории пожарные автомобили и поставила их для обслуживания летних Олимпийских игр в Стокгольме. В 1952 году автобусы Scania присутствовали в столице Финляндии, когда проходили летние Олимпийские игры. А не так давно, в 2014 году, Scania поставила на Олимпийские игры в Сочи шасси для 709 автобусов ГолАЗ и двигатели для 30 автобусов ЛиАЗ. Гости Олимпиады совершили свыше 2 миллионов поездок на этих автобусах.

Сегодняшний день автобусного подразделения Scania

Несмотря на всю сложность ситуации на российском рынке автобусов, в 2015 году Scania сохранила свои сильные позиции на рынке с долей 21,6 % по отношению к европейской «семерке». Если принимать во внимание и продажи автобусов ЛиАЗ, собираемых на шасси Scania, то суммарная доля ООО «Скания-Русь» составила 32 %, что еще раз подтверждает лидерские позиции компании на российском рынке.

Китайско-шведский альянс — Scania Touring в кооперации с Higer (2009)

В 2016 году Scania обращает особое внимание на локализацию производства. Совместное сотрудничество с «Группой ГАЗ» предполагает старт продаж автобусов ЛиАЗ «Вояж» и «Круиз» через дилерскую сеть Scania. Автобусы на шасси Scania будут собираться на отечественном заводе ЛиАЗ.

Источник: 5koleso.ru

Оцените статью
Авто клуб Попутный ветер
Добавить комментарий