Кадры назаказ

Государство ставит задачу сделать систему среднего профессионального образования более привлекательной для молодых людей с инженерно-техническим складом ума. Кто и как будет ее решать?

Колледжи начали конкурировать с вузами на рынке профессионального образования. Об этом свидетельствуют результаты исследования проекта «Социальный навигатор», объектами которого стали около тысячи российских колледжей из 48 регионов страны. Презентация проекта состоялась на круглом столе в МИА «Россия сегодня», который был посвящен приемной кампании 2016 года в российских учреждениях среднего профессионального образования.

Для начала интересный факт: согласно упомянутому исследованию, такие образовательные направления, как «машиностроение» и «техника и технология наземного транспорта», сегодня входят в топ-10 укрупненных профессий, наиболее представленных на рынке программ среднего профессионального образования. Причем не простовходят, а занимают в этой десятке второе и третье места, уступая лишь специальностям, относящимся к экономике и управлению.

Директор Центра развития профессионального образования МАМИ (с марта 2016 г. — Московский политехнический университет) Алексей Овчинников выделяет три основные тенденции в развитии среднего профессионального образования в Россииза последние пять лет. Во-первых, количество желающих поступить в учреждения среднего профессионального образования (СПО) продолжает расти. «Для того чтобы поступить в колледж, не нужно сдавать ЕГЭ; при этом выпускники многих учреждений СПО составляют достойную конкуренцию бакалаврам, а работодатели все больше ориентируются на конкретные компетенции будущего сотрудника, а не на тип диплома», — объясняет Алексей Овчинников.

Во-вторых, современное технологическое оборудование требует более высоких навыков и компетенций персонала. Например, оператор станков с ЧПУ должен уметь хорошо программировать, а механик по ремонту автомобилей быть на «ты» с компьютерным диагностическим оборудованием. «При этом заработная плата технических специалистов, которые работают с современным оборудованием, вполне конкурентоспособна: например, зарплата сварщика за последние годы заметно выросла и составляет по ряду регионов уже 50 тыс. руб.», — добавляет Овчинников.

Третья тенденция заключается в том, что корпоративные университеты высокотехнологичных компаний позволяют им оптимизировать входные требования к сотрудникам. Как правило, крупные компании активно используют системы доучивания, которые проходят начинающие сотрудники, чтобы получить необходимые навыки и компетенции для работы с современным дорогостоящим оборудованием. «Мы, как правило, учим своих механиков с нуля. Три года занимает подготовка специалиста, прежде чем он сдаст внутренний экзамен, и мы доверим ему самостоятельную работу, — говорит Дмитрий Болоташвили, исполнительный директор ООО «Скан-Юго-Восток». — Важную роль в этом процессе играют курсы, которые регулярно проводит «Скания-Русь». Одним словом, входные требования таких работодателей перестают делать разницу между выпускниками СПО и ВПО, так как сотрудники в любом случае проходят обучение, совершенствуя базовый набор навыков и компетенций.

Входные требования таких работодателей перестают делать разницу между выпускниками среднего и высшего профессионального образования, так как сотрудники в любом случае проходят обучение, совершенствуя базовый набор навыков и компетенций.

С другой стороны, те же работодатели все больше укрепляют сотрудничество с колледжами, которые выводят на рынок труда специалистов с необходимым им набором компетенций. «Проблему поиска и удержания персонала мы считаем одной из наиболее важных, — говорит Сергей Ходырев, административный директор по развитию СТО компании «Русбизнесавто», — и решаем эту проблему не только наймом готовых специалистов, но и воспитывая собственные кадры. Хорошим подспорьем в кадровых вопросах является тесное взаимодействие нашего техцентра с Подольским автомеханическим колледжем».

«Участие работодателей в формировании и реализации профессиональных образовательныхпрограмм содействует повышению качества результатов образовательного процесса и формированию актуальных профессиональных компетенций, востребованных современным рынком труда», — говорит Лариса Шмелькова, начальник отдела Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России.

Что касается методической поддержки колледжам, готовящим специалистов по работе с высокотехнологичным оборудованием, то ее будут оказывать в Центре развития профессионального образования (ЦРПО), который недавно был создан на базе Московского политехнического университета. Опыт этого вуза в управлении учебным процессом через образовательные программы и внедрении проектной деятельности как неотъемлемой части учебного процесса будет адаптирован для колледжей, стремящихся более эффективно организовывать свое сотрудничество с отраслевыми работодателями.

Одной из первых серьезных работ ЦРПО стала разработка федеральных стандартов и образовательных программ для учреждений СПО, экспертная поддержкафедеральных учебно-методических объединений и содействие в развитии Межрегиональных центров компетенций — семи пилотных колледжей, в которых уже в 2016–2017 гг. будут внедрены и апробированы новые подходы к содержанию и технологиям подготовки по 50 наиболее востребованным профессиям и специальностям, требующим наличия среднего профессионального образования (Проект «ТОП-50»). Кроме того, в межрегиональных центрах компетенций будут проходить подготовку участники национальной сборной команды WorldSkills Russia.

Сегодня в Московском политехе успешно работают несколько структурных подразделений в различных сферах, пересекающихся с тематикой высшего образования. Так, центр по работе с талантливыми школьниками разрабатывает и реализует программы в сфере дополнительного образования детей, создает новые программы по работе с талантливыми в научно-технической сфере школьниками. В 2015–2016 гг. специалистами центра были разработаны и внедрены образовательные программы по перспективным транспортным средствам для сети детских технопарков «Кванториум», а преподаватели технопарков прошли в Московском политехническом университете курс повышения квалификации.

«Структурные подразделения Московского политехнического университета, которые работают с учреждениями школьного, дополнительного и среднего профессионального образования, решают общую задачу: создание последовательной образовательной траектории для молодежи, обладающей талантами к научно-техническому творчеству, — комментирует и.о. ректора Университета машиностроения Никита Анисимов. — Цепочка «школа — колледж/университет» должна работать таким образом, чтобы предоставить школьникам и студентам разнообразие образовательных форматов, позволяющих в полной мере раскрыть их способности и помогающих стать компетентными и уверенными профессионалами в мире быстро меняющихся технологий».

СЕРГЕЙ ХОДЫРЕВ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ДИРЕКТОР ПО РАЗВИТИЮ СТО КОМПАНИИ «РУСБИЗНЕСАВТО»

— В нашей компании проблема подготовки и повышения профессионального уровня механиков считается одной из самых важных. Решить ее мы пытаемся не только поиском готовых специалистов на рынке труда, но и воспитывая собственные кадры. Хорошим подспорьем в кадровых вопросах является тесное взаимодействие техцентра с Подольским автомеханическим колледжем. Учащиеся проходят практику у нас на предприятии, и мы являемся постоянными заказчиками «поставок» на рынок труда выпускников.

АЛЕКСЕЙ ОВЧИННИКОВ / ДИРЕКТОР ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАМИ

— Современное технологическое оборудование требует наличия у персонала навыков, которые ранее можно было получить только в формате специалитета или бакалавриата. Сегодня многие высокотехнологичные компании берут на себя затраты на подготовку персонала, организуя курсы или учебные центры, где выпускники колледжей могут получить недостающие навыки. Переход на гибкую систему сотрудничества колледжа и работодателя как «заказчика» рабочих кадров позволит снизить время адаптации новых сотрудников на производстве и сделать систему среднего профессионального образования более привлекательной для молодых людей с инженерно-техническим складом ума.

Источник: 5koleso.ru

Оцените статью
Авто клуб Попутный ветер
Добавить комментарий