Езда во дворах и жилых зонах: тонкости и нюансы

Статья о правилах езды во дворах и в жилых зонах: правила стоянки и парковки, штрафы и запреты. В конце статьи — видео о движении в жилых зонах и во дворах.

Содержание статьи:

    Зона жилых домов и дворовое пространство
    Правила стоянки и парковки
    Запреты, налагаемые знаком «Жилая зона»
    Видео о движении в жилых зонах и во дворах

Дворы жилых домов представляют опасность тем, что редко контролируются видеокамерами и сотрудниками полиции, а потому позволяют автомобилистам нарушать дорожные правила. О специфике езды во дворах и на участках, имеющих жилые строения– в нашем обзоре.

Зона жилых домов и дворовое пространство

В правилах можно увидеть особый раздел, касающийся тонкостей езды на придворовых территориях. В первую очередь, они четко разграничивают понятия, так как статус населенного пункта может наделять одно и то же определение различными смыслами.

Жилой зоной называют местность в населенном пункте с жилыми строениями, медицинскими учреждениями, школами, автостоянками и прочими объектами, касающимися жизнедеятельности людей.
К дворовой территории относят земельный участок, разместивший на себе один или несколько жилых домов. К ней же причисляют растительные насаждения, игровые площадки, парковочные места и прочие элементы благоустройства общего назначения.

Жилая территория не обязательно является синонимом дворовой — если границы первой регулируются дорожными знаками 5.21 и 5.22, то для второй нет четкой конкретизации в нормативной документации. Так как знаки жилой зоны редко можно увидеть в городах, к ним принято добавлять и дворовые пространства.

На практике можно наблюдать следующие формы взаимодействия этих двух понятий:

    при совпадении границ жилой и дворовой территории;
    когда жилая зона фактически является составляющей дворовой территории;
    когда дворовая зона входит в состав жилой.

Наконец, еще одно определение применяется в контексте проезда по таким зонам – прилегающая территория. К таковой относят дворовые въездные, выездные пути, жилые массивы, микрорайоны с тротуарами и проезжими дорогами.

Хотя в нашей стране знаки, указывающие на жилую зону, по-прежнему являются диковинками, даже при их отсутствии на территории жилых строений водитель должен руководствоваться соответствующими правилами и соблюдать осторожность.

Правила стоянки и парковки

Стоянка, остановка, парковка легковых и грузовых машин в жилой зоне достаточно подробно прописана в ПДД. Преимущественно правила совпадают с основными принципами дорожного движения, хотя и имеют свою специфику:

Стоянка с функционирующим двигателем запрещена

Отличие стоянки транспорта от его остановки также регламентируется правилами, которые называют «остановкой» сознательное завершение движения длительностью не более чем на 5 минут. Этого периода достаточно для того, чтобы высадить или посадить пассажиров, загрузить или оставить груз, прогреть мотор в холодный сезон.

По истечении этого времени машина должна возобновить движение, в противном же случае данное действие расценивается как стоянка, и на автомобилиста будет наложен штраф.

Стоянка грузового транспорта запрещена

Любое грузовое средство категории С, чья тоннажность превышает 3,5 тонны, не должно останавливаться в жилой зоне. Для такого рода автомобилей оборудуют особые площадки, отдельные полосы со специальной разметкой, тогда как на дворовой территории большегрузы препятствуют свободному движению машин и людей, а также обзору остальным участникам движения.

Кстати, распространяется это правило даже на контейнерную площадку для сбора мусора и ведущий к ней путь. Согласно ПДД, он считается дорогой, перекрытие движения по которой является нарушением п.12.4.

Стоянка и парковка любого автотранспорта на газоне запрещена

Несмотря на то, что такое правонарушение карается штрафом, который дифференцируется в разных регионах России, расшифровки термина «газон» нет в законодательных актах.

Даже если нормативные акты по благоустройству конкретного объекта не предполагают запрета на порчу травяного участка, автовладелец из-за неправильной парковки все равно попадает под действие одного из следующих документов:

    закон «Об охране окружающей среды»;
    КоАП регионального уровня;
    КоАП Российской Федерации.

Если автомобиль проедет или будет стоять на газоне придомовой территории, то штраф в размере от 1 до 5 тысяч рублей за это нарушение вправе выписывать городская администрация.

Аналогичным образом обстоит ситуация со стоянкой на детских и спортивных площадках — наказание за эти нарушения отданы в ведение КоАП.

Запреты, налагаемые знаком «Жилая зона»

Территория жилой зоны имеет повышенную опасность из-за активности велосипедистов, скейтбордистов и пешеходов, в том числе с детьми и колясками. Поэтому законодательство предусматривает серьезные наказания за нарушенные в данной зоне правила, а сами жители вправе вызывать патрульную службу для восстановления порядка.

В зоне действия знака приоритетным движением обладают пешеходы и велосипедисты, а запрет, помимо стоянки, распространяется также на:

    сквозное движение, которое даже при возможности объехать серьезный затор на основной дороге не допустимо. Исключением из правил является спецтранспорт – скорая помощь, пожарная машина, мусоровоз. Правда, в законе есть одна небольшая лазейка: автомобиль может заехать во двор, остановиться на минутку, а затем продолжить движение. Подобный маневр ПДД нарушением не считает, а потому не карает штрафом;
    учебная езда, которая даже при наличии инструктора несет слишком большую угрозу для окружающих.

Выезд и проезд

Осуществляющим выезд из жилых домов автомобилистам необходимо пропустить весь прочий автотранспорт, в том числе пешеходов и велосипедистов, независим от направления их движения.

В данной ситуации дворы расцениваются в качестве второстепенной территории, а значит, водитель не должен быть препятствием для прочего транспорта.

Скорость движения среди домов ограничена 20 км/ч, о чем сообщает п.10.2 правил движения. При этом нарушение требований карается точно так же, как и нарушение скоростного режима в любом другом месте.
К примеру, водитель, передвигающийся по жилой территории со скоростью 80 км/ч, может распрощаться со своими правами.

Территория пешеходов

Местные жители вправе перемещаться как по тротуарам, так и по дорогам, являющимся проезжей частью. Так как вся власть в данной зоне принадлежит пешеходам, автомобилисты должны уступать им дорогу.

Однако правила указывают, что при движении люди не должны становиться неоправданной помехой для движения автотранспорта — то есть, умышленно идти по центру проезжей части или остановливаться для курения или разговора на дороге.

Штрафы, действующие в жилой зоне

Дорожные правила предусматривают денежные штрафы за нарушения, совершенные на дворовой территории. Статья 12.28, состоящая из двух частей, говорит о сумме наказания в 1500 рублей. Однако вторая ее часть уточняют, что для нарушителей в Москве или Санкт-Петербурге этот размер увеличивается до 3 000 рублей.

Превышение скоростного режима регулируется ст. 12.9 КоАП в зависимости от размера этого нарушения и может лишить водителя денежной суммы от 500 рублей до 5000 рублей.

Повторное нарушение правил приведет к более весомому денежному штрафу, а также вероятному лишению водительского удостоверения на срок от 6 месяцев до года.

Автоэксперты постоянно спорят относительно специфики движения по прилегающим и дворовым территориям, жилым зонам. Так, трудно определить виновника ДТП в таких зонах. С одной стороны, прилегающие территории не имеют знаков или светофоров, в том числе указывающих на приоритетность движения. Стоит ли пропускать помеху справа или автомобиль, движущийся по проезду, пока сам выезжаешь со стоянки?

Иронично выглядит ситуация с освещенностью. В темное время суток находящийся на неосвещенной дороге автомобиль должен включать габаритные огни. Одновременно освещенность двора и, в том числе проезжей части, регулируется своим документом – СанПиН.
Что делать, если управляющая компания экономит на фонарях и недостаточно освещает подведомственную жилую зону? Оставлять на ночь автомобиль с включенными габаритами? Не рационально. А если в неосвещенный автомобиль въедет другой, не заметивший его в темноте? Кого считать виновником столкновения?

Заключение

Сотрудники ГИБДД неоправданно редко осуществляют патрулирование жилых зон. Если бдительные жильцы и очевидцы не сообщат о нарушении, виновник так и останется безнаказанным.

С другой стороны, тонкости проезда по таким территориям вынуждают автомобилистов досконально знать не только ПДД, но и ориентироваться в прочих нормативных актах, касающихся автомобильного движения в жилых зонах.

Видео о движении в жилых зонах и во дворах:

Автор статьи: Сергей Василенков

Источник: fastmb.ru

Оцените статью
Авто клуб Попутный ветер
Добавить комментарий