Цены на топливо. В горючем ударе

Власти пытаются остановить цены на моторное топливо, рост которых вызвал протесты и осложнил жизнь транспортным компаниям. В результате принятых мер обещают даже удешевление. Стоит ли на это надеяться?

ИСТОРИЯ ПОДОРОЖАНИЯ

Главный скачок в розничном сегменте был зафиксирован в мае. С начала года оптовые цены на топливо выросли примерно на 30 %, а в апреле, после главных выборов страны, начали быстро расти и розничные цены, которые до этого нефтекомпании благоразумно придерживали. Согласно данным Росстата, цены на бензин только в мае выросли в среднем на 5,6 % по сравнению с апрелем. А за год — на 11,3 %. Аи-92 и Аи-95 в том же месяце подорожали на 2,34 и 2,29 р. к апрелю, до 40,88 и 43,78 р. за литр соответственно. Примерно так же выросли цены на Аи-98 и дизельное топливо, достигнув 48,74 и 43,71 р. соответственно. Но это, как говорится, средняя температура по больнице. К примеру, в Мурманской области была зафиксирована цена на Аи-95 в 55,5 р. В ряде регионов прошли акции протеста, и некоторые участники в «бонус» к переплате за бензин получили штрафы.

Участники рынка пассажирских перевозок во многих регионах РФ тоже среагировали: стали поднимать цены или предупреждать о такой возможности. Некоторые транспортные компании заявили прессе о более активном переходе на сравнительно более дешевое газомоторное топливо, а также на использование электробусов.

В Краснодарском крае рост цен на бензин сказался, в первую очередь, на аграриях. В Ассоциации крестьянских фермерских хозяйств заявили, что цены на дизтопливо за год выросли примерно на четверть, и это подкосило экономику предприятий.

Глава Сибирской ассоциации автоперевозчиков Вячеслав Трунаев выразился категоричнее, заявив, что участники транспортного рынка оказались поставлены на грань выживания. С января предприятия работают практически в убыток, сообщил он. До 60 % расходов стали приходиться на топливо, рассказал один из автоперевозчиков региона. А цены на запчасти ведь тоже растут…

Некоторые автовладельцы начали погоню за дешевым топливом: существенно выросло количество поисковых запросов, связанных с более выгодной покупкой горючего. Чаще всего ищут дизель, потом следуют 92‑й и 95‑й бензин. И предложение есть: в интернете предлагается купить топливо по цене, ниже розничной на 3–5 р. Есть, правда, большой риск получить некачественный товар, о происхождении которого можно только гадать. Подобная «благотворительность» несет реальную угрозу двигателю.

ПРИКАЗАНО «ЗАМОРОЗИТЬ»

Ценовой топливный кризис был вызван рядом факторов, главным из которых эксперты называют подорожание нефти вкупе с отсутствием заградительных экспортных пошлин (с 1 апреля их понизили). По кошельку россиян ударили собственные нефтяники. Дело в том, что компании активно погнали нефть и нефтепродукты на экспорт — это куда выгоднее, чем продавать топливо внутри страны. Погоня за нефтедолларами привела к дефициту на рынке страны, затем к росту цен.

Тема дошла до президентской «прямой линии»: Владимир Путин 7 июня крайним назначил правительство, не справившееся с регулированием рынка. Кабмин, чтобы исправить ситуацию, еще до «нагоняя» от главы государства пошел на ряд мер, которые помогли сильно замедлить рост цен на топливо примерно к середине июня. Для начала правительство убедило нефтяные компании зафиксировать стоимость бензина и дизельного топлива на уровне 30 мая. Взамен нефтяникам было обещано снижение акцизов на бензин. Кроме «пряника», был применен и кнут — угроза введения больших экспортных пошлин на нефтепродукты в случае продолжения роста цен на топливо. 

Госдума оформила угрозу в принятом в начале июля законопроекте, который дает правительству право поднять пошлину до 90 % от ставки пошлины на нефть. Кроме того, принято предложение по возврату акцизов для НПЗ с тех объемов нефти, которые идут на переработку. Все это вкупе, как обещали депутаты и кабмин, сможет привести к долгосрочной стабилизации рынка топлива.

Глава профильного комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров спрогнозировал даже снижение цен на бензин. Этому должен способствовать «пряник», обещанный нефтяникам, — отказ от планового роста акцизов на топливо с июля и даже их снижение на треть. Фактически оное произошло с июня, однако Госдума узаконила эту меру «задним числом» — в начале июля.

Этот сбор, как пояснили в парламенте, составляет около четверти цены топлива. Так что новшество, конечно, на руку не только нефтяникам. Теоретически решение делает топливо на 3–4 рубля дешевле. Но стоит заметить, что представители рынка обещали не снижать, а лишь держать цены, так что для их уменьшения нет никаких гарантий. В России, как известно, редко что-то дешевеет.

К тому же снижение фискального сбора планируется как временное, поскольку 1 января 2019 г. кабмин собирается-таки увеличить акцизы до запланированных ранее значений, то есть на треть. Но из-за угрозы высоких экспортных пошлин цены на топливо все же не скакнут, рассчитали депутаты и правительство.

ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ…

Аналитики топливного рынка предлагают, тем не менее, подстраховаться и ввести четкие квоты на реализацию нефтепродуктов внутри страны, а именно обязать компании оставлять конкретный процент продукции для продажи в России. Ведь договоренность с нефтяниками на словах может постепенно «забыться». А если нет должного регулирования, то причина для высоких цен на бензин всегда найдется. К тому же бензин, несмотря на договор, все же медленнее, но дорожал. К примеру, Аи-95 к началу июля с мая прибавил около 70 копеек.

Мало того, «заморозку» цен участники рынка назвали риском для последующего их взрывного роста — до 100 рублей за литр, об этом 9 июня предупредил Независимый топливный союз, объединяющий владельцев заправок, которые не входят в зону влияния нефтяных компаний. «Заморозка» ставит под угрозу существование около 15 тыс. заправок, разорение которых приведет к монополизации розничного топливного рынка и скачку цен, заявили в организации.

Владельцы автозаправочных станций, не входящих в состав нефтегазовых холдингов, действительно терпят существенные убытки, поскольку оптовая цена на бензин и дизтопливо впервые в истории превысила розничную. По расчетам участников рынка, каждый проданный литр горючего приносит владельцам АЗС не менее 2 рублей убытков. Процесс закрытия уже начался.

Отметим, что на независимых АЗС работает около миллиона человек. И на долю частных заправок сейчас приходится больше половины рынка. В кабмине сразу после нашумевшего прогноза обещали не допустить роста цен до 100 рублей, напомнив о сдерживающих факторах. Однако об административном снижении оптовых (биржевых) цен, что помогло бы сохранить независимые АЗС, речи пока не идет.

В итоге сложилась ситуация, при которой цены на топливо фактически еще выше, чем официально. Дело в том, что из-за диспаритета оптовых и розничных цен АЗС вынуждены «крутиться». 2 июля Федерация автовладельцев России опубликовала итоги исследования, согласно которому порядка 76 % российских АЗС недоливают в среднем 5,05 % топлива (недолив составляет до 19 %). Таким образом, согласно выводам сообщества, недобросовестные участники рынка на деле продают товар дороже, пытаясь хоть что-то заработать. Например, при недоливе в 10 % потребитель, покупая топливо по 44,5 р., по сути, платит по 48,95 р. за литр.

Источник: 5koleso.ru

Оцените статью
Авто клуб Попутный ветер
Добавить комментарий