27‑я выставка раритетных автомобилей Олдтаймер Галерея

Прошедшая в Москве 27‑я выставка раритетных автомобилей «Олдтаймер-Гелерея» была посвящена тематической круглой дате — 100‑летию пожарной охраны СССР. Без преувеличения можно сказать, что нынешняя экспозиция была одной из самых интересных за последние годы.

Широкой публике были представлены уникальные экспонаты пожарной техники. Это первые советские пожарные автомобили АМО-4 и ПМГ-1 (на шасси ГАЗ-АА) — с них начиналось отечественное производство специальной техники для борьбы с огнем. По соседству с автонасосами пожарные цистерны: на шасси грузовика ЯГ-6 (кстати, единственный сохранившийся экземпляр этой модели) и ПМЗ-2 на шасси ЗиС-5. Послевоенные пожарные машины по-своему интересны, на их долю выпало тушить самые громкие пожары ХХ века — в гостинице «Россия» в 1977 году и в гостинице «Ленинград» в 1991-м.

Одна из первых полностью советских пожарных машин, созданная на шасси АМО-4.

Легкий пожарный автомобиль ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА.

Автоцистерна на базе ЯГ-6 была изготовлена мастерскими столичной пожарной охраны в 1940 году.

Некоторые модели пожарных машин знакомы нам по кинофильмам. Например, автолестница АЛГ-17 на шасси ГАЗ-51 была задействована в трюковой сцене советско-итальянской комедии Эльдара Рязанова и Франко Проспери «Невероятные приключения итальянцев в России».

Автоцистерна ПМЗ-2 выпускалась серийно на стандартном и очень распространенном шасси ЗиС-5.

Эпоха 1920-х годов представлена пожарными машинами иностранного производства, которые использовались или могли использоваться советскими пожарными в те времена. Это и автомобили известных марок, например Cadillac, переоборудованный для несения пожарной службы, и изделия специализированных фирм, таких как американские REO и American — LaFrance (старейшая американская марка противопожарного оборудования), британская Dennis (синоним пожарной машины в Великобритании). Самый почтенный экспонат — Dennis G-Type 1927 года выпуска. Пожарная лестница и насос на шасси Dennis G-Type представляет собой классическую пожарную машину так называемой европейской компоновки, предназначенную для несения службы в городе. К характерным признакам такой компоновки относится открытое линеечное расположение пожарного расчета, помещенная над ним лестница, центробежный насос (в те времена общепринятым решением было использование поршневого насоса) и его расположение сзади, приемные рукава в подножках.

REO Fire Engine 1929 года выпуска с пожарным оборудованием Howe Fire Apрaratus.

American — LaFrance 1925 года выпуска — представитель старейшей американской марки противопожарного оборудования.

В довоенные годы советская пожарная охрана комплектовалась автолестницами, приобретенными в Германии. Отличающиеся высокой надежностью и качеством сборки, они служили достаточно долго. Самым слабым звеном в иностранных автолестницах было шасси, страдающее от невысокого качества советских мостовых. Складывалась парадоксальная ситуация, когда шасси приходило в негодность, а комплект колен со всеми механизмами свой ресурс не вырабатывал. Специалистами пожарной охраны Москвы и Ленинграда еще в 1940-е годы была освоена перестановка иностранных лестниц на отечественное шасси. Этот процесс занимал месяц. В первые послевоенные годы он приобрел новый импульс в развитии, когда из нескольких разбитых войной автомобилей и трофейных автолестниц специалистами технической службы собирались так необходимые пожарным специальные автомобили. Примером этого технического сотрудничества является лестница Metz DL-26, установленная специалистами технической службы московской пожарной охраны в 1947 году на дооборудованное и усиленное отечественное шасси ЗиС-6.

Лестница Metz DL-26, установленная на шасси ЗиС-6 специалистами московской пожарной охраны в 1947 году.

Показательна история с производством в СССP пожарных автоцистерн. Их созданию в довоенные и первые послевоенные годы должного внимания не оказывалось. Специализированные цистерны на автомобильных шасси вплоть до середины 1970-х считались «агрегатами местного значения». Наиболее интересные и удачные в техническом отношении автомобили (например, автоцистерны большой емкости) создавались силами мастерских пожарной охраны больших городов. В результате пожарная охрана вступила в Великую отечественную войну, имея на вооружении подавляющее количество однотипных пожарных автонасосов, не предназначенных для работы в условиях разрушенного водопровода и недоступности открытых водоисточников. Ряд предприятий в военное время (например, завод имени Войкова в Запорожье) выпускали пожарные автоцистерны, переделывая их из автонасосов.

В послевоенное время советская пожарная промышленность фактически сразу обратила внимание на ГАЗ-51. На базе этого грузовика Грабовским заводом пожарного оборудования была выпущена модель ПМГ-36, одна из первых советских автоцистерн с полностью закрытым кузовом. В период 1950–1953 годов была выпущена 691 такая машина. Емкость цистерны для воды — 1000 л, бака для пенообразователя — 50 л. Цистерна комплектовалась центробежным пожарным насосом ПН-25А производительностью 20 л/с. Конструкция кузова — обшивка листами металла по деревянному каркасу. Внешние отличия — распашные дверцы наружных отсеков. Другой особенностью автоцистерны была попытка конструкторов использовать один из патрубков пожарного насоса для питания постоянно подсоединенного ствола «первой помощи». В серийных автоцистернах от этой идеи отказались.

ПМГ-36 — одна из первых советских пожарных автоцистерн с полностью закрытым кузовом.

Публике была также представлена пожарная автоцистерна АЦ-40: одна из наиболее распространенных и удачных советских пожарных автоцистерн выпускалась серийно Прилукским заводом противопожарного оборудования с 1969 года. Машина рассчитана на перевозку боевого расчета из 7 человек, емкость для воды — 2400 л, бак для пенообразователя — 150 л. Цистерна комплектовалась пожарным насосом ПН-40У производительностью 40 л/c.

Во времена СССР в пожарную охрану охотно принимали иномарки. Например, International Harvester В120 нес службу в пожарной части карельского города Костомукша. Шведская пожарная машина 1960 года выпуска построена на шасси американского полноприводного грузовика с 750-литровой цистерной и насосом производительностью 30 л/с, установленным спереди. Все пожарное оборудование изготовлено фирмой Henrikssons Brandredskap.

Шведский International Harvester В120 нес службу в пожарной части карельского города Костомукша.

В подобном, типично американском стиле с расположением насоса впереди, а не сзади, как это принято у европейских или советских пожарных машин, построен Ford 798T 1947 года выпуска. Такая необычная компоновка не только освобождала место за кабиной, но и делала более удобной работу пожарных с насосом, вокруг которого было намного больше свободного пространства, чем если бы он устанавливался сзади. Многоместная кабина пожарной машины шире и выше стандартной кабины бортового грузовика, и она интегрирована в цельную силовую структуру пожарной надстройки. Кузов выполнен по распространенной в те годы технологии: деревянный несущий каркас обшит стальными наружными панелями. В качестве специальных сигналов использовались красные фонари — проблесковых маячков в 1940-е годы еще не существовало.

Ford 798T сконструирован в типично американском стиле с расположением насоса впереди, а не сзади.

Пожарный Klockner-Deutz S3000 можно назвать настоящим раритетом: автомобили под такой маркой выпускались только с 1938 по 1943 год, а число уцелевших экземпляров исчисляется единицами. Интересно, что Петр Клекнер — основатель машиностроительного концерна, но имя носили машины другого знаменитого производителя пожарной техники — компании Magirus.

Klockner-Deutz S3000 можно назвать настоящим раритетом: автомобили под такой маркой выпускались только с 1938 по 1943 год, а число уцелевших экземпляров исчисляется единицами.

Dennis G-Type представляет собой классическую пожарную машину так называемой европейской компоновки, предназначенную для несения службы в городе.

Юбилейная экспозиция пожарной техники на «Олдтаймер-Галерее» собрала под одной крышей практически все сохранившиеся в Центральной России пожарные машины, а те образцы техники, которые до наших дней не дожили, можно увидеть в том же зале, на выставке фотографий «Пожарный типаж», составленной из редких архивных снимков.

Источник: 5koleso.ru

Оцените статью
Авто клуб Попутный ветер
Добавить комментарий